(Поль Жозеф Chenavard, 1808-1895) ? французский исторический живописец, ученик Эрсена, Делакруа и Энгра, довершивший свое художественное образование в Италии, во время двукратной поездки туда. Сделался известен впервые в 1833 г. представленной на конкурс картиной "Заседание национального собрания в 1789 г.", за которую, несмотря на ее достоинства, премия ему, по политическим соображениям, не была присуждена. В 1835 г. он изготовил рисунок своей композиции "Присуждение Людовика XVIII к смертной казни", но это произведение, признанное компетентными судьями прекрасным, по таким же соображениям не было допущено в парижский салон. Вскоре после февральской революции 1848 г. временное правительство поручило Ш. украсить внутренность парижского Пантеона рядом стенных картин, изображающих главные моменты всемирной политической и культурной истории, от сотворения мира до великой французской революции; он с радостью принялся за это дело, которое являлось осуществлением проекта, задуманного им еще в Италии и для которого еще в ней у него были изготовлены эскизы нескольких сюжетов. Он успел нарисовать картоны почти половины всего числа означенных картин, когда Пантеон был снова превращен в церковь, историческая живопись на его стенах была признана неуместной, и художнику пришлось прекратить начатый труд, несмотря на то, что его готовые картоны ("Всемирный потоп", "Смерть Зороастра", "Переход через Рубикон", "Время Людовика XIV" и др.), выставленные в Лувре, были встречены похвалой любителей искусства и художников, как произведения замечательные по оригинальности и глубине своей философской идеи, по верности духу истории, по ясности композиции и по мастерскому, широкому приему исполнения. Кроме этих картонов, из работ Ш. особенно известны картины: "Смерть св. Поликарпа" (1846), "Смерть Брута", "Смерть Катона", "La Divina Tragedia" (лучшее из всех произведений художника, 1869; находится в Люксембургской галерее, в Париже, а также композиция расписной стеклянной рамы большого окна в здании Лувра, под часами.
А. С-в.