Значение слова ШЕКЕРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ШЕКЕРЫ

? религиозная секта в Северной Америке. Начало ее нужно искать в Провансе и Дофинэ, где мы находим первых деятелей ее в XVIII в.; оттуда некоторые проповедники перебрались в 1716 г. в Англию, предсказывая близкий конец мира и требуя покаяния. Их приверженцы составили в Больтоне, в 1747 г., самостоятельную общину, главой которой был Вардлей (Wardley). Они еще не имели никакого выработанного религиозного учения: собравшись вместе, они то сидели в молчаливом созерцании, то вдруг начинали трястись, от чего и получили свое название (от англ. слова to shake ? трястись). В 1758 г. к общине их присоединилась Анна Ли (Lee), родившаяся в 1736 г. в Манчестере. Она с юности отличалась серьезностью и строгой нравственностью, но легко впадала в крайнее нервное возбуждение, в экстаз. В 1770 г. за нарушение предписанного законом и обычаем покоя воскресного дня она была посажена в тюрьму, где, по ее словам, ей явился Христос; около нее собрались верующие, которые называли ее матерью Анной и считали одаренной пророческим даром; она скоро приобрела огромное значение среди Ш. В 1774 г. Анна Ли с восемью приверженцами переселилась в Североамериканские Соединенные Штаты и скоро навербовала себе новых приверженцев, с которыми и поселилась в нынешнем штате Нью-Йорк. В 1781-1783 гг. она совершила ряд поездок по Массачусетсу, где набрала много последователей. Умерла в 1784 г. После нее общиной Ш. руководил до 1787 г. Яков Вайттэкер (Whittaker), a потом Мичем (Meacham). Мало-помалу учение Ш. распространилось по окрестным штатам; образовались новые общины, число которых в 1832 г. дошло до 15, с 6000 членами. Учение Ш. похоже на учение квакеров. Основное правило их жизни ? безбрачие, так что их община может размножаться только посредством притока извне; при отсутствии симпатии со стороны общества она осуждена на быстрое исчезновение. Второй закон их учения ? общение имущества и неустанный труд всех членов общины. Общины управляются обыкновенно женщинами, которые считаются преемницами первой пророчицы, Анны Ли. Учение Ш. изложено в "Testimony of Christ's second appearance".

См. R. Thun, "Selbstdarstellung der Shakers nach Lehre, Geschichte und Verfassung" (Niedner's "Zeitschrift fur historische Theologie", 1857); Nordhoff, "The communistic societies of the United States" (Л., 1875); Evans, "Shaker's Compendium of the origin, history, principles etc." (Нью-Йорк, 1856).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.