? один из представителей династии Великих Моголов (см. Индия, история); род. в 1591 г.; царствовал с 1627 по 1658 г.; умер в 1666 г.; первоначально носил имя Хуррам; титул Ш.-Джехан был пожалован ему в 1617 г. его отцом Джехангиром (см. Джиган-Гир). В царствование Джехангира Ш. удачно выполнил несколько военных предприятий. В последние годы жизни отца Ш.-Джехан старался проложить себе путь к престолу; его считали виновником смерти его старшего брата Хусроу (1621); когда наследником был объявлен малолетний сын умершего, Ш.-Джехан поднял открытое восстание (1622), был разбит и хотел бежать в Персию (1625), но потом получил возможность вернуться в Декан. После смерти Джехангира (осенью 1627 г.) Ш. без труда свергнул своего племянника и велел убить как его, так и нескольких других царевичей. В царствование Ш.-Джехана власть Великих Моголов распространилась на Декан; войны с персами в Афганистане были неудачны и окончились отказом Ш.-Джехана от Балка в 1647 г. и от Кандагара в 1653 г. В эту эпоху впервые выступают маратхи (см.). Во главе войск обыкновенно стояли сыновья Ш.-Джехана, особенно Ауренгзиб (см. Аурен-Зеб); сам Ш.-Джехан проводил зиму в Агре или Дели, лето ? в горах Кашмира и редко покидал двор, достигший при нем наибольшего блеска. Около Дели при Ш.-Джехане возник новый город, получивший его имя (Ш.-Джеханабад); там же была выстроена крепость. Вообще с именем Ш.-Джехана связаны лучшие постройки Великих Моголов: соборная ("Жемчужная") мечеть в Дели, мечеть Моти в Агре и мавзолей Тадж-Махал в том же городе, считающийся самым великолепным мавзолеем в мире (место погребения любимой жены Ш. и впоследствии его самого, ср. Мусульманское искусство). Несмотря на дорогостоящие постройки и на частые войны, финансы при Ш.-Джехане не пришли в расстройство; доходы государства даже увеличились. По сравнению со своими предшественниками Ш.-Джехан, особенно в первые годы своего правления, был более ревностным мусульманином; религиозный эклектизм при нем снова начал уступать место исключительному господству ислама, окончательно установленному при Ауренгзибе. Войне с португальцами, окончившейся завоеванием португальской колонии Хугли (1632), Ш.-Джехан придал характер борьбы за веру. Ш.-Джехан отменил введенный при Акбаре индийский обычай простираться в присутствии государя на землю и заменил его сначала обрядом целования земли перед государем, потом тремя поклонами. Во вторую половину своего царствования Ш.-Джехан обнаруживал больше склонности к индийским обычаям и велел сделать для себя великолепный трон с изображением павлинов (индийский символ); впоследствии этот трон был увезен Надир-шахом в Персию. Старший сын Ш.-Джехана, Дара, которому отец оказывал предпочтение перед другими и хотел оставить престол, был открытым приверженцем индийской религии. Во время болезни Ш.-Джехана (1657) Дара захватил в свои руки всю власть; это вызвало восстание Ауренгзиба и низложение Ш.-Джехана, который остальные годы своей жизни провел в заключении в Агре.
В. Бартольд.