Шалопуты ? секта. Слово "шалапут" на малорусском наречии означает человека беспринципного , действия которого представляются не обоснованными, не мотивированными. Такими людьми должны были казаться народу последователи новой секты, как ведущие жизнь во многом не согласную с церковными требованиями. В некоторых местностях Ш. носят другие названия. Так, в Ставропольской губернии они известны под именем "хлыстов " и "кадушечников", в Терской области их называют "богомолами" или "богомольцами"; последнее название удержалось за ними в Кирсановском уезде Тамбовской губернии и в Кубанской области. Название "кадушечников" усвоено Ш. в тех местах, где распространены рассказы о ночных радениях Ш., в которых важную роль играет кадка или кадушка. Богомолами Ш. названы за свою религиозность. Название "хлыстов" присвоено им священниками в донесениях консисториям, чтобы подвести новых сектантов под какую-либо существующую секту. Сами Ш. называют себя "духовными христианами", в отличие от христиан плотских, мирских, "братьями Духовной жизни". Ш. распространены в губерниях: Херсонской (город Николаев), Таврической, Полтавской (в уездах Миргородском, Кобелякском и Константиноградском), Екатеринославской (в уездах Екатеринославском, Новомосковском, Александровском, Павлоградском, Мариупольском и Славяносербском), Харьковской, Курской, Воронежской (в уездах Новохоперском, Богучарском и Павловском), Рязанской (в Михайловском уезде), Тамбовской (в Кирсановском уезде), Ставропольской и в области Донской. Секта Ш. возникла в 60-х гг. XIX в. Главным источником вероучения Ш. признают внутренние силы человека, как существа свободно-разумного, т. е. совесть и разум, которые, по их мнению, у истинно верующего просветляются и руководятся Св. Духом. Книги Св. Писания, как написанные лицами, действовавшими под непосредственным руководством Св. Духа, также могут служить спасительным руководством в жизни, но безусловного авторитета за этими книгами Ш. не признают, смотря на них как на сборник правил религиозно-нравственной жизни. Для объяснения и понимания текста священных книг, по мнению Ш., нет нужды в отдельных толковниках: оно дается каждому читающему или слушающему в силу присущего ему разума. Бог, по учению Ш., не есть первая ипостась Св. Троицы, но божественное слово; для доказательства своего мнения Ш. ссылаются на первую главу евангелия от Иоанна. Св. Дух, по мнению Ш., ? дух истинного учения, каким они признают свое. В учении о Сыне Божием Ш. разделяют заблуждение древних еретиков-адопциан, утверждая, что И. Христос называется Сыном Божиим в том же смысле, в каком называются сынами Божиими боговдохновенные люди. Исходя из этого положения, Ш. признают возможность неоднократного воплощения Сына Божия в представителях их секты, благодаря религиозным упражнениям сделавшихся достойными сосудами божества. Иисусы и богородицы Ш., кроме одного названия, ничего не имеют сходного с таковыми же у хлыстов. Присвоение известному брату или сестре названия "иисуса" или "богородицы" есть выражение общего мнения о нем Ш., как о человеке, проникнувшемся вероучением сектантов, и ни с какими особенными иерархическими преимуществами не соединено. Православное учение о церкви Ш. совершенно отвергают, поставляя на его место свое учение о церкви, как собрании "духовных братьев" (т. е. Ш.). Если некоторые из Ш. и посещают православные храмы, то это делается ими, по их же заявлению, не для спасения, потому что "спасения там нет", а для того, "чтобы миряне их не гнали". Вопрос о таинствах в вероучении Ш. остается не разработанным, особенно вопрос о таинствах миропомазания, священства и елеосвящения, которые в вероучении Ш. совершенно пройдены молчанием. О таинстве крещения Ш. учат, что его должно понимать духовно: "водное крещение омывает только тело, а не душу; истинное крещение состоит в крещении словом", т. е. в усвоении вероучения секты Ш. Равным образом истинное причащение состоит в причащении через слово, мысль и веру, т. е. в назидании проповедника в собраниях Ш. Шалопуты каются в своих грехах публично перед своими духовными братьями и сестрами, говоря: "простите нас, братцы и сестрицы". Таинство брака Ш. совершенно отвергают. Существование ангелов и злых духов Ш. признают, но в подробное объяснение по этим вопросам не входят. Представления Ш. о втором пришествии Господа аналогичны с православными воззрениями на этот предмет; но они полагают, что в рай войдут они одни и только одни удостоятся от Бога венцов небесных. Почитание икон Ш. отвергают, по тем же основаниям, как и штундисты. Если в домах Ш. и встречаются иконы, то это объясняется отчасти непривычкой видеть не занятым "святой угол", отчасти желанием не выделяться резко из среды православного населения. Определенных постов Ш. не соблюдают, но, подобно штундистам, налагают на себя пост по личному усмотрению каждого. Пост Ш. состоит не в лишении пищи одного какого-либо вида, например скоромной, но в воздержании в продолжение известного срока от всякой пищи. Богослужения у Ш. не существует: его заменяют собрания духовных братьев и сестер. Собрания эти обыкновенно происходят по воскресным и праздничным дням, в просторной избе одного из братьев, окуриваемой ладаном. Прежде собирались по ночам и, чтобы не быть замеченными, скрывали огонь под кадкой или под ведром; в настоящее время Ш. собираются по вечерам и сидят иногда далеко за полночь. Все молитвословия читаются на славянском языке. После окончания моления собравшиеся поют духовные песни. Собрание заканчивается общим ужином. Распространенные в народе, а иногда проникающие и в периодическую печать рассказы о пляске Ш. вокруг кадки или о повальном блуде, которым заканчиваются собрания, ничем не подтверждаются.
Ср. Ч-н, "Секта Ш." ("Церковный Вестник", 1887, ¦ 45); А. Дородницын, "Секта Ш." ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1889, ¦¦ 3 и 6); его же, "Шалопутская община" (М., 1891); "Секта Ш. " ("Церковные Ведомости", 1892, ¦ 52). Подробный перечень статей о Ш. см. Ф. Сахаров, "Литература истории и обличения русского раскола" (вып. I, Тамбов, 1887, стр. 96-97, вып. II, СПб., 1892, стр. 102-103 и вып. III, СПб., 1900, стр. 137-138).