(санскрит. Çakâs) ? неарийский народ в древней Индии, пришедший с севера и распространивший свое владычество в западной ее части от Гиндукуша до устьев реки Инд, приблизительно около 1 1 / 2 столетий до начала нашего летосчисления. Он часто упоминается в индийских исторических памятниках и обыкновенно отождествляется с упоминаемым у классических географов народом Sacae или ?????. ?икрамадитья, царь в Уджаини, прославился под именем Шакари (Çakâri) = враг Ш. Как победитель Ш., известен также царь Айодхьи ? Сагара, история которого подробно описывается в Гариванше (см.). Сагара победил Ш. и принудил его брить верхнюю половину головы. Не лишено вероятия, что сходство имен Шакари и Сагара не случайно и указывает, быть может, на тождество фактической основы того и другого предания. Лассен предполагал, что Ш. были татары Шу, выгнанные около 150 г. до Р. Х. из Илийской долины народом Юе-чи или так называемыми белыми гуннами. После того как они заняли на некоторое время Согдиану или Тахию, они были, по свидетельству китайских писателей, снова разбиты енгарами и затем утвердились в Когистане. Таким образом, по-видимому, родиной их был Туркестан и они принадлежали к тюркам. Страбон и Птолемей также помещают своих Sacae на север от Гималаев. Под этим или близко похожими именами упоминаются также разные народы в других древних странах, например в Ассирии. Во время похода Александра Македонского в Индию некоторые племена Ш. оказали ему сопротивление. Другие племена Ш. сделали набег на Индию в царствование мудрого царя Ашоки и были прогнаны лишь его наследником Джалокой. В это время они разделялись на три крупных клана: Гушка, Тушка и Канишка. Писатели, упоминающие о Ш., описывают их как народ воинственный и ведущий пастушеский образ жизни. В связи с народом Ш., по всей вероятности, находится и часто встречающаяся в индийской хронологии эра, которая начиналась, по мнению некоторых, в 78 г. после Р. Х. и называется также эрой Шаливаганы (см.). По предположению английского географа-археолога Кеннингэма, эра эта получила свое название от поражения, нанесенного Шаливаганой народу Ш. Точное определение эры Ш. находится в зависимости от установления эры Викрамадитьи (см.) или Самват-эры, так как туземные источники определяют хронологическое расстояние между Викрамадитьей и Шаливаганой в 135 лет. Начало эры Ш. в 78 г. после Р. Х. может быть принято лишь при условии, что Викрамадитья жил в I -м веке до Р. Х.; но это предположение давно уже сильно поколеблено и заменено другим, более вероятным, что Викрамадитья жил несколькими веками позже, в христианскую эпоху. См. Викрамадитья и Индия (история).
С. Б - ч.