Значение слова ШАБРИЛЛЬЯН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ШАБРИЛЛЬЯН

(Селест-Венар, графиня де Морепон de Chabrillant) ? французская писательница; род. в 1824 г. Дочь простого рабочего; подвергалась в детстве преследованиям со стороны матери и рано попала в притоны. Выступала в качестве исполнительницы нескромных танцев à la Ригольбош, наездницы в цирке, актрисы в театре Varietes и проч. Похождения ее по этой части описаны ею самой в "Memoires de Celeste Mogador ou adieux au monde". Записки эти, изданные в 1854 г., навлекли на себя преследование прокуратуры и были изъяты из обращения; такой же судьбе подверглось и второе их издание в 1858 г., и только третье издание, выпущенное в 1876 г., избегло кары. Продолжением этих мемуаров явились автобиографические записки, напечатанные графиней после смерти ее мужа: "Un deuil au bout du monde" (1877). Цензурное преследование мемуаров, а равно вступление в брак (1853) с графом Лионелем де Морепон де Ш. (прожигателем жизни, австралийским переселенцем-рудокопом, корреспондентом газеты "La Presse", а с 1854 г. ? французским консулом в Мельбурне) обеспечили Ш. дальнейший литературный успех в качестве романистки. Так как перед ней оказались заперты все мельбурнские салоны, то в 1856 г. она вернулась одна в Париж и серьезно принялась за самообразование, которого и достигла, выработав себе и литературный язык, и слог. Между 1857 и 1880 гг. она напечатала романы: "Les voleurs d'or", "La Sapho", "Miss Pewell", "Est il fou?", "Un miracle à Vichy", "Les memoires d'une honnète fille", "Les deux s?urs, emigrantes et deportees", "Une mechante fille", "Les forçats de l'amour", "La duchesse de Mers", "Marie Baude" и "Un drame sur le Tage". В 1862 г. Ш. поставила на сцену водевиль "En Australie", в котором играла сама; в 1863 г. она приняла на себя дирекцию небольшого театра и неоднократно там ставила водевили и комедии своего изделия, подписывая их псевдонимом Лионель . Антреприза оказалась неудачной; в 1864 г. графиня обанкротилась. Из многочисленных ее пьес некоторые не без успеха шли и на больших парижских сценах. Таковы: оперетка "Nedel", пословица "Querelle d'allemand", оперетка "En garde", водевили "L'amour de l'art" и "Un homme compromis" (1865), комедии "Les crimes de la mer", "L'Americaine", "Les rêves de l'amour", "Mam' Nicol" (1880), драма "Pierre Pascal" (1885).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.