? раскольники, праздновавшие Пасху в один день с иудеями. Раскол Ч. существовал в Риме в конце II в. О расколе Ч. между сектами конца II и начала III вв. говорится у всех древних ересеологов. Есть основание предполагать, что раскол Ч. существовал в Риме не только во время св. Ипполита, но еще ранее, во время св. Иринея. Последний написал даже особенное сочинение "О расколе", против римского пресвитера Власта. Раскол пресвитера Власта и его партии в Риме в том и состоял, что они хотели в римской церкви распространить малоазийский обычай празднования Пасхи, порицали другой, повсеместно господствовавший на Западе, заводили тем смуту в церкви и, вероятно, отделялись от тех, которые не принимали их мнения и обычаи. Св. Ириней упрекал римского епископа Виктора за то, что тот хотел малоазийским церквам навязать римский обычай празднования Пасхи, и вместе с тем обличал в расколе пресвитера Власта за то, что тот в Риме старался распространить малоазийский обычай. В сохраненном у Евсевия (V, 24) отрывке из послания Иринея к Виктору указывается на достойный подражания пример предшественников Виктора ? Аникиты, Пия, Гигина, Телесфора и Сикста, ? которые "сохраняли мир с братиями, приходившими к ним из тех церквей, где соблюдался малоазийский обычай празднования Пасхи, но сами этого обычая не соблюдали и своим соблюдать не позволяли". Древние ересеологи справедливо считали римских Ч. раскольниками, хотя до Никейского собора и не было еще установлено обязательно для всех церквей одновременное празднование Пасхи (см. Пасха). Лаодикийский собор в 7-м правиле называет Ч. еретикамии предает проклятию.
См. прот. Иванцов-Платонов, "Ереси и расколы первых трех веков христианства" (ч. I, M., 1877); его же, "Несколько слов в разъяснение недоумению о древнем расколе Ч." ("Православное Обозрение", 1877, март).