? фамилия двух русских граверов. 1) Косма Васильевич Ч. (1776-1813) ? происходил из крестьянского сословия; в 1793 г. был взят по Высочайшему повелению в ученики академии художеств и до 1797 г. воспитывался в ней за счет Императорского кабинета, а после того на иждивении самой академии. Наставником его был И. C. Клаубер. В 1799 г. Ч. получил большую серебряную медаль за рисунок с натуры, в том же году переведен в класс гравирования ландшафтов, учрежденный по воле императора Павла I, и выпущен из академии с аттестатом и правом на чиновничество XIV ранга. В 1800 г., за гравюру с картины Сем. Щедрина: "Эскадра адмирала Ушакова у Буюкдере", признан назначенным в академики, в 1803 г. по собственному желанию уволен из ландшафтного класса и в 1811 г. за две гравюры для атласа, приложенного к описанию путешествия Крузенштерна, возведен в звание академика. Работал резцом и акватинтной манерой. По Д. А. Ровинскому ("Подробный словарь русских граверов", СПб., 1895), этим художником награвировано всего 22 листа. Важнейшие из них: "Башня Пиль в парке города Павловска", с Сем. Щедрина; "Александровская площадь в Полтаве", с Ф. Алексеева, и портреты Ф. Ф. Винценгероде, князя Голенищева-Кутузова и графа М. И. Милорадовича.
2) Иван Васильевич Ч. (1777-1848) ? брат предыдущего; в 1791 г. был определен по Высочайшему повелению в воспитанники академии художеств, где учился у И. C. Клаубера. В 1799 г. поступил в ландшафтный гравировальный класс; в 1800 г. за "Вид в Гатчине", гравированный под наблюдением его старшего брата, Космы Ч., признан назначенным в академики, в 1803 г., согласно своему желанию, уволен из означенного класса, в 1807 г. за гравюру "Лесной пейзаж", с эрмитажной картины Г. Пуссена, получил звание академика и подарок от императора Александра I, золотую табакерку. Работал крепкой водкой и резцом. Исполненных им гравюр очень разнообразного содержания ? портретов, пейзажей, книжных заставок и виньеток, картинок для приложения к разным изданиям ? Д. Ровинский насчитывает 155. Наиболее интересные из этих эстампов, сверх вышеупомянутого воспроизведения картины Г. Пуссена ? четыре вида Павловска, с Сем. Щедрина, "Бассейн петергофского фонтана Самсон", с него же; "Вид с.-петербургской биржи с Невы", по рисунку М. Щотошникова; "Открытие мощей св. Митрофана в Воронеже", по рисунку О. Чурикова; виньетки к басням и сказкам Измайлова, к "Антенскому Пустыннику" Жувансо; картинки в ежегодниках "Северные Цветы" и "Невский Альманах", в литературном сборнике "Новоселье" и некоторые др.
А. С-в.