(санскр. C ârva ka) ? индийский философ, основатель грубо-материалистической школы Ч. Он доказывал, что восприятие есть единственный источник познания и единственное средство доказательства. Мысль и чувство наслаждения или боли существуют у человека, пока есть тело, и невозможны, как только тело перестает существовать. Отсюда, а также из самосознания человека Ч. выводил, что душа и тело ? тождественны. В Веданта-Саре имеется опровержение четырех последователей Ч., исповедовавших его учение с разными видоизменениями: один доказывал, что грубое строение тела тождественно с душой, другой ? что телесные органы составляют душу, третий ? что душа и жизненные функции одно и то же, четвертый ? что мысль и душа одно и то же. Ч. жил, вероятно, до составления Рамаяны и, быть может, тождествен с Ч., упоминаемым в Магабхарате (ракшас, принявший вид брахмана, но открытый и испепеленный брахманами при помощи огня их собственных глаз).
С. Б ? ч.