(Zimmermann, 1824?1898) ? немецкий философ; был ассистентом при Астрономической обсерватории в Вене, позже профессором философии в Венском унив. и членом Венской академии наук. Будучи поклонником философии Гербарта, он в то же время испытал на себе влияние Канта и Лейбница. Главная заслуга Ц. ? его история эстетики (1858 ? 65). Это первая обстоятельная история эстетических теорий; во второй части Ц. рассматривает эстетику догматически и высказывается за строго формальную точку зрения. В красоте играет роль гармоническое сочетание частей, форма; содержание является лишь случайным носителем формы. Эту же точку зрения Ц. проводил в своих "Studien und Kritiken zur Philosophie und Aesthetik" (1870). В этом сочинении замечательны рассуждения о музыке: Ц. защищает тезис, что музыка не содержит мыслей; цель музыканта ? создание гармонии, сочетание звуков. Философские воззрения автора выражены наиболее полно в его "Anthroposophie im Umrisse (1882 г.); он высказывается за реализм, за сочетание опыта и умозрения. Написал еще "Leibnitz und Herbart" (Вена, 1849). Способствовал развитию философского знания в Австрии; основал общество Грилльпарцера, крупнейшего австрийского поэта, которому посвятил ряд статей ("Von Ayrenhoff bi s Grillparzer"), Список сочинений Циммермана см. у Ибервега Гейнце, "История новой философии".
Э. Р.