или Цельтис (Конрад; настоящее фамильное имя его было Pickel) ? один из выдающихся германских гуманистов старшего, "рейхлиновского" поколения (1459?1508). Отец его, крестьянин-винодел, прочил своего сына в преемники по своей профессии, но даровитый юноша, успевший при помощи своего старшего брата, духовного, познакомиться с известными в то время образцами классической литературы, почувствовал призвание к поэзии и к науке. Отрицательное отношение отца к этим стремлениям заставило 18-летнего Ц. бежать тайком из отцовского дома. В Кельне он записался в число студентов и с жаром принялся за изучение риторики и "поэтрии". Несколько лет спустя он познакомился в Гейдельберге с Рудольфом Агриколой, одним из родоначальников германского гуманизма, и нашел в его лице опытного руководителя. В восьмидесятых годах слава Ц. как поэта-гуманиста была уже настолько громка, что он удостоился небывалой еще в Германии чести увенчания лавровым венком из рук императора в Нюрнберге, в 1487 г. После этого Ц. вел в течение нескольких лет жизнь "странствующего поэта" (каких было немало в ту пору). В девятидесятых годах он был в Ингольштате профессором риторики и "поэтрии". Отсюда он перешел в Вену, куда был приглашен импер. Максимилианом I в качестве профессора красноречия и императорского библиотекаря. Ц. принадлежит к числу тех немецких гуманистов, которые всего ближе примыкали к "язычествующему" итальянскому гуманизму и девизом которых было: "жить по-язычески, умереть по-христиански". "Они выказывали церкви изредка холодную вежливость и считали себя уже затем настолько свободными от всех обязательств по отношению к ней, что отдавались свободно своему идеалу ? натурализму в античном духе. Ц., наиболее даровитый и необузданный из всех этих поэтов, открыто признается, что он творит молитву в полях и лесах, а не под угрюмым церковным сводом, оглашаемым поповским завыванием; он не только издевается над священниками и монахами, над постом и отпущением грехов, над преисподней и дьяволом, но при случае говорит даже о бытии Бога и о бессмертии души, как об открытых еще вопросах" (Бецольд). Главнейшие сочинения Ц.: "Proseuticum ad D. Fredericum Tertium pro laureo apollinari" (1487); "Ars versificandi et carminum" (1487); "Quatuor libri amorum secundum quatuor latera Germaniae" (1502); "Odarum libri quatuor" (1513). Кроме общих сочинений по истории германского гуманизма и реформации, см. Kl u pfel, "De vita et scriptis Conradi Celtis" (Фрейбург, 1827); Aschbach, "Die fruheren Wanderjahre des Conrad Celtes" (Вена, 1869); Hartmann, "Konrad Celtes in N u rnberg" (Нюрнберг, 1889); Huemer, "Conrad Celtis" ("Allg. deutsche Biographie", 4-й т., стр. 82?88).
П. Ардашев.
Ц. проявил себя выдающимся педагогом, введя различные усовершенствованные приемы, усилив в общей системе воспитания роль древних языков, особенно греческого, и обратив внимание на более серьезную подготовку преподавания реальных наук, в особенности географии и истории. Ему принадлежит честь обнародования сочинений монахини Гросвиты Гандерсгеймской (Нюрнберг, 1501), которые он разыскал в монастыре св. Эммериана в Регенсбурге, а также поэмы: "Ligurinus sive de rebus gestis Friderici primi imperatoris libri X" (изд. 1507). Ему также принадлежит знаменитая путевая карта Римской империи (так называемая tabula Peutingeriana). Он составил план подробнейшего обозрения Германии в различных отношениях ("Germania illustrata"), но ему удалось издать лишь несколько подготовительных работ к этому сочинению: "Germania generalis" и "De origine, situ, moribus et institutis Noremberg æ libellus". Издал сочинения нескольких классических писателей.