? термин старинной русской библиографии: очень популярное общее название рукописных и старопечатных сборников неопределенного содержания, но определенного характера. Ц. состоят из мелких выписок, изречений, примеров и т. д., извлеченных из разных интересных статей. Уподобляя себя трудолюбивой пчеле, собирающей сладость различных цветов, старый книжник ? переписчик, редактор, владелец рукописи ? мог называть каждый сборник такого характера цветником. Поэтому сначала слово Ц. служило как бы украшающим эпитетом, как и другие названия сборников и изборников ? "Златая Цепь", "Златая Матица", "Пчела", "Вертоград", "Рай", "Луг", "Крин" и т. п. В первом издании своей "Истории русской словесности древней и новой" А. Галахов смешал синодальный список Ц. 1665 г. с Синайским Патериком (стр. 249). Как указал Н. Тихонравов в отзыве о книге Галахова, эта ошибка могла произойти от неустойчивости названий самого Синайского Патерика, который назывался ??????, ??????????? ("Луг") или ???? ??????????, ???? ??????????? ("Новый Ц."). До XVII в. русские Ц. не имели вполне определенного типа, так как выбор статей и отрывков обусловливался личным вкусом древнерусского читателя: один составлял себе Ц. из поучений аввы Дорофея, другой выбирал "Цветы" из хронографов и Скитского патерика, третьему нравились народные произведения вроде "Беседы трех святителей". Обычай составлять для своего употребления Ц. держался у нас еще в прошлом веке. Повести и нравоучения, изложенные силлабическими виршами, соединялись иногда в сборник и назывались Ц. В московской синодальной библиотеке находятся два рукописные Ц.: один XVI в., содержащий краткие повести, притчи и поучения; другой составлен в 1665 г. Семеном Жюлевым из произведений, назначенных большей частью для народного чтения ("Сочинения" Н. С. Тихонравова, т. I, 30). То же самое мы находим и в старопечатных книгах, напр. в киевском издании 1628 г.: "Лимонарь, сиречь Ц. отца нашего Софрония патриарха Иерусалимского, составленный Иоанном иеромонахом". Co второй половины XVII в. начинают появляться Ц. в узком значении термина, как собрания выписок, справок и ссылок из разных статей, сделанные не столько для душеполезного чтения, сколько для полемических целей. Такие Ц. весьма обычны в старообрядческой письменности самого даже последнего времени, напр. описанные И. А. Бычковым в "Каталоге собрания славяно-русских рукописей П. Д. Богданова" (вып. I и II, СПб., 1893), В. М. Ундольским в "Очерке слав.-русск. библиографии" (М., 1871), Д. Ровинским ("Русские народные картинки", т. III, 160, IV, 58, 568 и др.).
А. Я.