Значение слова ХОРЕПИСКОПЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ХОРЕПИСКОПЫ

(???????????? ? сельские епископы) ? лица, имевшие пресвитерскую, а иногда епископскую степень и особенно уполномоченные от епископа города. Они были проводниками епископской власти в сельских и деревенских церквах (приходах). Спорный вопрос о иерархической степени X. удовлетворительно разрешен в книге преосв. Павла: "О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней восточной церкви" (1858, стр. 24?28). Первоначально Х. были пресвитеры, имевшие только большие полномочия от епископов; впоследствии в ряд X. низводимы были и действительные городские епископы, или, по особым обстоятельствам, на должности X. назначаемы были лица, рукоположенные по чину епископскому. Происхождение должности X. относят к самым древним временам, даже ко времени первоначального появления христианства в селениях. В должность X. не было особого рукоположения, а только производство (???????). Это довольно ясно выражено уже в 8 правиле 1 вселенского собора. Епархиальному епископу здесь предписывается, что в случае обращения к церкви раскольнического епископа (кафаров или новатиан) для сопричисления к клиру он должен приискать место хорепископа. Многие соборы, начиная с IV в., постановляли относительно X. ограничительные определения, имевшие целью сосредоточить около городского епископа возможно больший географический район в видах большего единства в управлении церковном. Этому содействовало и то, что политическая организация Римской империи, с которой вообще при христианских императорах стала сообразоваться церковная организация, не знала каких-либо самостоятельных, независимых от городов сельских административных округов. Так, напр., собор Анкирский запрещает X. поставлять пресвитеров и диаконов. Сардикийский собор 347 г. запретил на будущее время поставлять епископа в какое-либо село или в малый город, а Лаодикийский (между 343 и 381 г.) определил вместо X. ставить периодевтов (см.), поставленным же раньше X. ничего не делать без воли епископа городского. Однако запретительные каноны не могли положить конца существованию X. Василий Вел. в послании к X. упрекает их в том, что они совсем "отвергли епископа и, не восхотев даже извещать его, всю власть заключили в самих себе". И в позднейшее время встречаются следы института X. Между членами Третьего Вселенского собора 431 г. наряду с епископами заседают и X. Даже в конце VIII в. Седьмой Вселенский собор упоминает еще о X., предоставляя им, по древнему обычаю, возводить в чтецы с дозволения епископа. Впоследствии X. были переименованы в экзархов и, наконец, в протопопов (у нас ? "благочинные"). Имея в своем заведовании известный округ сельских церквей, X. управляли ими, подобно епископу города, при пособии клира и мирян. На X. лежала также обязанность заботиться о бедных и смотреть за благотворительными заведениями. На Западе существование института X. не подтверждается историческими свидетельствами, хотя и там кафедра епископская могла находиться не в городе. Только в VIII в. явились X. в франкском государстве и притом как институт, отличный от восточного: имея епископский сан, западные X. не были должностными церковными органами для определенного округа, но действовали как помощники и представители главных епископов в священнодействии и в управлении то в одной, то в другой местности епископского округа. Если в Сев. Африке, которая по языку, по миросозерцанию и по всему строю церковной жизни должна быть причисляема к западным странам, существовало громадное число епископских кафедр (в IV и V вв. около 500), то это, вероятно, объясняется тем, что значительную часть общего числа североафриканских епископов составляли X. См. проф. Н. Заозерский, "Формы устройства восточной православной церкви" ("Правосл. обозрение", 1890, т. III); Е. Смирнов, "История христианской церкви" (изд. 7, СПб., 1901, стр. 14 5?46).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.