Значение слова ХОРАЛ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ХОРАЛ

(от греч. ?????; называется также cantus firmus ? лат., corale или canto fermo ? ит., plain-chant ? фр.) ? церковная мелодия с текстом, которая поется в медленном темпе всеми присутствующими в католической и лютеранской церквах. X. ведет свое начало от первых времен христианства. Более точные сведения о нем относятся к середине четвертого столетия, к временам Илария, епископа в Пуатье. Амвросий Медиоланский ввел в хоральное пение четыре автентических лада, папа Григорий четыре плагиальных лада (см. Церковные лады). X., принятый в лютеранской церкви, получил большую ритмичность; в нем широко развились формы предложения, периода, коленных складов. Лютеранская церковная мелодия написана, как и католический X., в строгом стиле, т. е. в состав ее входят лишь интервалы диатонической гаммы; исключены хроматические полутоны, движение на увеличенные и уменьшенные интервалы, скачки на большую сексту, септимы и октаву. В аккомпанементе сопровождающие голоса не могут идти на вышеупомянутые запрещенные интервалы. Хоральная мелодия преимущественно пишется половинными нотами, в двух- или трехдольном размере, гораздо реже ? четвертями. Форма Х. ? период, двух- или трехколенный склад. Хоральная мелодия делится на части (предложения), называемые строфами. Каждая строфа мелодии имеет в конце фермату, обозначающую место каденции. Строгий характер мелодии требует соответствующего сопровождения. Прежде мелодия или cantus firmus помещалась в среднем голосе, позднее перенесена в верхний. Модулируют в сопровождении X. в лады, наиболее сродные с главным. Гармонизация X. должна иметь консонируюший диатонический характер. В сопровождении X. допускаются консонирующие мажорные и минорные трезвучия, не обращенные или в первом обращении. Из диссонирующих аккордов допускается только секстаккорд уменьшенного трезвучия. Септима доминантаккорда допускается только в виде проходящей ноты. Каждая нота хоральной мелодии должна считаться гармонической: ее нельзя принимать за задержание, проходящую вспомогательную, прикрашивающую или предъем. В сопровождающих голосах допускаются проходящие ноты, но только диатонические. Допускаются также приготовленные задержания с разрешением вниз. X. пишется четырехголосно. Во время богослужения четырехголосный X. исполняется на органе, а приход поет только мелодию. В ораториях весь X. исполняется хором. X., в котором сопровождения изобилуют проходящими нотами, задержаниями и вообще мелодической фигурацией с фигурой, проводимой имитативно по всем сопровождающим голосам, называется фигурованным X. В таком X. допускается перед X. прелюдия, между строфами ? интермедии, а по окончании хоральной мелодии ? постлюдия в аккомпанементе. Хоральной музыкой принято преимущественно называть ту, которая противоположна фигуральной, т. е. ту, в которой движение сопровождающих голосов не изобилует мелодической разработкой.

Н. Соловьев.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.