(?????, Charon) ? в послегомеровских народных верованиях греков ? седой перевозчик. переправлявший на челноке через реку Ахерон в подземное царство тени умерших. Впервые имя X. упоминается в одной из поэм эпического цикла ? Миниаде; особое же распространение этот образ получил начиная с V в. до Р. Х., на что указывает частое упоминание X. в греческой драматической поэзии и трактование этого сюжета в живописи. Так, не говоря уже об известной картине Полигнота, написанной им для Дельфийской Лесхи и изображавшей вход в подземное царство, с многочисленными фигурами, среди которых был изображен и X., ? вазовая живопись, судя по извлеченным из могил находкам, пользовалась фигурой X. для изображения стереотипной картины прибытия мертвых на берег Ахерона, где вновь прибывших ожидал со своим челноком X. Представление о X. и об ожидающей каждого человека по смерти переправе сказывается также в обычае вкладывать покойнику в рот между зубами медную монету (2 обола), которая должна была служить вознаграждением X. за его труды по переправе. Этот обычай был широко распространен среди греков не только в эллинский, но и в римский период греческой истории, сохранялся в средние века и даже соблюдается по настоящее время. Позднее на X. были перенесены атрибуты и черты этрусского бога смерти, который, в свою очередь, принял имя греческого X. (по-этрусски ? Харун): с чертами этрусского божества представляет нам X. Виргилий в VI песне Энеиды. У Виргилия X. ? покрытый грязью старик, со всклокоченной седой бородой, огненными глазами, в грязной одежде. Охраняя воды Ахерона, он с помощью шеста перевозит на челноке тени, причем одних он принимает в челнок, других, не получивших погребения, отгоняет от берега. Эней, который живым прибыл на берег Ахерона, должен был показать X. золотую ветку: без нее X. не принял бы его в свой челнок. Так, по одному сказанию, X. был на год закован в цепи за то, что перевез через Ахерон Геракла. На этрусских картинах X. изображается старцем с изогнутым носом, иногда с крыльями и птичьими ногами, и обыкновенно, с большим молотом. Как представитель подземного царства, X. позднее превратился в демона смерти: в этом значении он перешел, под именем Charos и Charontas, к современным нам грекам, которые представляют его то в образе черной птицы, спускающейся на свою жертву, то в образе всадника, преследующего в воздухе толпу мертвецов (см. Schmidt, "Das Volksleben der Neugriechen und das h ellenische Altertum", I, 122 и след., Лпц., 1871). Что касается происхождения слова X., то некоторые, с Диодором Сицилийским, считают его заимствованным у египтян, другие сближают слово X. с греческим прилагательным ??????? (имеющий огненные глаза).
Литература о X. приведена в прекрасной монографии О. Waser: "Charon, Charun, Charos, Mythologisch-arch a ologische Monographie" (Б., 1899), который, в рамках специального исследования, дает блестящий очерк народных верований и представлений о смерти.
Н. О.