(древнееврейское "упрочение", "содержание") ? Х., как юридический термин, впервые встречается в области талмудического права в смысле давностного владения имуществом. По талмуду давность по отношению к владению недвижимым имуществом наступает по истечении 3 лет с момента овладения. Сущность юридического института X. в том виде, в каком он сложился у евреев в Польше и Литве в XVI в. состоит в следующем. Если еврей держал в продолжение 3 лет дом или лавку и вообще какую-либо оброчную статью в аренде от владельца еврея или не еврея, то другому еврею не дозволялось, без уважительной причины, входить в соглашение с владельцем и вытеснять первого арендатора. Для действительности X. требовалось: чтобы арендующий нанимал не более одного дома, завода или лавки, выплачивал арендные деньги своевременно, не причинял владельцу никаких неприятностей и, главное, пользовался арендуемым предметом сам и действительно в свою пользу. Самое возникновение X. объясняется тяжелым положением евреев в Польше. Стесненные многочисленными ограничениями в занятиях промышленностью, ремеслами и торговлей, евреи принуждены были обратиться к аренде помещичьих оброчных статей, но с течением времени в среде самих евреев возникла ожесточенная конкуренция, арендная плата сильно повысилась. Право X. регулировало также квартирную плату в еврейских "гетто", распространяясь одинаково на дома евреев и не евреев. X. не препятствовала повышению арендной платы со стороны собственника, но исключительно была направлена к ограничению конкуренции самих евреев между собой. Вместе с падением Польши и изменением юридического быта еврейских общин постепенно исчез и институт X. X. выдвигалась как одно из наиболее тяжких обвинений против евреев: X. будто являлась могущественным средством, созданным кагалом (см.) в видах более успешного эксплуатирования иноверцев (Брафман в "Книге Кагала"). Обвинение это опровергает Шершевский в сочинении "О книге кагала".
Ср. "Рассвет" (1881, ¦ 40); "Вестник русских евреев" (1881, ¦¦ 15, 16).