(Юлиус Frauenst a dt, 1813?1878) ? немецкий философ. Сначала Ф. увлекался гегельянством, но потом сделался ревностным почитателем и комментатором Шопенгауэра и много способствовал популяризации его философии. Ф., как мыслитель, не представляет ничего оригинального; но и как последователь Шопенгауэра, он не остается верным духу своего учителя. Самый метод истолкования философских систем у Ф. ложен; он говорит: "Где философ высказывает два противоречащих друг другу утверждения, там оба утверждения не могут выражать его истинного мнения, а лишь одно из них; другое же утверждение должно рассматривать как несоответствующее истинному смыслу". Это, как справедливо замечает Гартманн, неправильный прием толкования. У самобытного мыслителя противоречия в системе происходят вследствие того, что он с разных точек зрения или в различных областях опыта приходит к выводам, исключающим друг друга, а между тем у него не хватает философского таланта примирить противоречия в высшем синтезе. Его последователи должны стремиться к объяснению его противоречий, но не отвергать совершенно одну из представляющихся альтернатив. Ф. отвергает догматический идеализм Шопенгауэра, согласно которому пространство, время и причинность, "principia individuationis" мировой воли, имеют значение лишь в границах мира-представления, т. е. для познающего субъекта, мировая же воля внепространственна, вневременна и безосновна. Ф. сближает натурфилософские идеи Шопенгауэра с эволюционизмом в духе догматического реализма. Для Шопенгауэра интеллект с его формами познания ? продукт объективации воли; для Ф. мировая воля есть в то же время и бессознательный всеобщий интеллект и, как таковой, она бессмертна. История, представляющаяся Шопенгауэру бессвязной сменой единичных событий, каким-то нелепым кошмаром, для Ф. есть наука такая же, как и другие науки. Пессимизм Шопенгауэра, согласно которому наш мир есть наихудший из всех возможных ? такое же одностороннее утверждение, как и противоположное оптимистическое заявление Лейбница. Наш мир ? ни наилучший, ни наихудший. Лучшим был бы мир, в котором все конечные существа гармонически восполняли бы друг друга, худшим ? где никогда и ни в чем не встречалось бы гармонии. Таким образом, в эклектической обработке Ф. система Шопенгауэра совершенно обесцвечивается, утрачивает все характерные, яркие черты. "Шопенгауэровская философия, ? говорит Гартманн, ? с ее индийским пессимизмом, квиетизмом, аскетизмом и мечтательным идеализмом, так относится к переделке ее Ф., как пестрящий красками и напоенный ароматами девственный лес к серой запыленной берлинской аллее" (см. "Neukantianismus, Schopenhauerianismu s und Hegelianismus in ihrer Stellung zu den philosophischen Aufgaben der Gegenwart", 1877, стр. 121?174).
Сочинения Ф.: "Die Freiheit des Menschen und die Personlichkeit Gottes" (1838); "Die Menschwerdung Gottes nach ihrer Moglichkeit, Wirklichkeit und Notwendigkeit mit Rucksicht auf Strauss, Schaller und Goschel" (1839); "Studien und Kritiken zur Theologie und Philosophie" (1840); "Ueber das wahre Verhaltniss der Vernunft zur Offenbarung" (1848); "Aesthetische Fragen" (1853); "Briefe ueber die Schopenhauerische Philosophie" (1854); "Der Materialismus" (1856); "Arthur Schopenhauer, von ihm, uber ihn" (1868); "Schopenhauer-Lexicon" (1872); "Neue Briefe uber die Schopenhauerische Philosophie" (1876), "Briefe uber die naturliche Religion" (1858); "Das Sittliche Leben, ethische Studien" (1866); "Blicke in die intellectuelle, physische und moralische Welt" (1869); "Die Naturwissenschaft in ihrem Einfluss auf Poesie, Religion, Moral und Philosophie" (1855). Ф. издал собрание сочинений Шопенгауэра и извлечение из него под заглавием: "Arth. Schopenhauer. Lichtstrashlen aus seinen Werken" (есть русский перевод, M., 1887). Об отношениях Шопенгауэра к Ф. см. книгу Куно Фишера ("История новой философии", т. VII, посвященная Шопенгауэру; есть русский перевод). О Ф., кроме упомянутой книги Гартманна, см. Siebert, "Geschichte der neueren deutschen Philosophie seit Hegel" (1898, стр. 229?232).
И. Лапшин.