? христиане в Индостане, на Малабарском берегу, представляющие, по преданию, остаток церкви, основанной в Индии ап. Фомой. Проследить исторически древнейшие судьбы христианства в Индии крайне трудно уже ввиду неопределенности термина "Индия" у древних, особенно у церковных историков; но едва ли может быть сомнение, что Евангелие проникло сюда весьма рано. Евсевий говорит, что Пантен Александрийский (кон. II в.) нашел в Индии христиан; Иероним прибавляет, что он отправился туда по просьбе самих туземцев. На первом вселенском соборе присутствовал "Иоанн Перс, епископ всей Персиды и великой Индии"; Филосторгий (у Фотия) сообщает, что император Констанций (ок. 340 г.) пытался привлечь к арианству южные церкви, в том числе и индийскую, отправив туда Феофила, родом из Диу (в Индии?). В то же время началось гонение на христиан в царстве Сассанидов (344) и, по преданию, многие из них бежали в Индию. Рассказывают о каком-то Фоме ханаанском, посланном католикосом Ктесифонским с духовенством и мирянами в Индию. Этому Фоме приписываются многие улучшения в индийской церкви, упорядочение архитектурного стиля храмов, введение сирийского языка при богослужении и мн. др. Едва ли может быть сомнение, что сирийский тип индийской церкви был занесен из Персии и постоянно поддерживался новыми переселениями оттуда. В этнографическом отношении эти переселенцы подверглись влиянию туземцев и забыли свой язык; уже давно богослужебный язык перестал быть понятен для народа, который говорит на дравидском наречии малаялим. Можно думать, что индийская церковь отпала в несторианство вместе с персидской и вошла в состав обширной церковной организации, в VI?XI в. распространившейся на Среднюю Азию и Китай. В начале VIII в. Индия сделана метрополией и наравне с Персией и Китаем непосредственно подчинена несторианскому католикосу (вавилонскому патриарху). "Chronicon Saxonicum" упоминает о посольстве Альфреда Вел. с милостыней ко гробу ап. Фомы в Индию в 883 г. по обету, данному при осаде Лондона датчанами. Таким образом в это время Западная Европа еще находилась в сношениях со своими отдаленными единоверцами. Потом эти сношения надолго прекратились; о Востоке ходили сказки вроде легенды о пресвитере Иоанне. Только крестовые походы снова сблизили два мира и вместе с тем оживили римские вожделения. Последние могли быть осуществлены тем легче, что связь Ф. с Персией и Вавилоном сильно ослабела к ХIII в.; сношения сделались затруднительными; церковь индийская находилась в состоянии упадка и одичания. Римская пропаганда появляется в начале XIV в.: французский монах Иоанн де Монтекорвино, минорит Мариньола имели большой успех не только среди Ф., но даже среди язычников и мусульман. Тем не менее миссия была недолговечна: турки и монголы вновь заслонили Дальний Восток от Европы; о Ф. осталось только смутное воспоминание, выразившееся, напр., в неопределенном и, конечно, не дошедшем по назначению послании папы Евгения IV к "Фоме, императору Индов". За это смутное время окончательно выродились и вымерли христианские общины, рассеянные по горам вне Малабара. В 1490 г. несторианский патриарх Симеон восстановил индийскую иерархию. Вместе с португальцами явилась в Индии снова римская пропаганда. Забвение Ф. было столь велико, что первоначально их считали правоверными католиками, да и епископ их Иаков легко поддался влиянию пришельцев. Францисканцы выстроили в Крангануре семинарию (1546), но уже преемник Иакова, Иосиф, ставленник униатов-халдеев, стал во враждебное к ним положение, отказавшись рукополагать туземцев, прошедших курс латинской семинарии и не знавших сирийской службы. Иосиф оставался в душе несторианином и не всегда скрывал это, ввиду чего он был вызван в Рим, где вероятно пал жертвой инквизиции. Открыто враждовал с латинянами его преемник Авраам, присланный несторианским патриархом; ему пришлось вести непосильную борьбу с иезуитами, основавшими коллегию в Кочине и семинарию в Вайпикоте (с сир. яз.) и учредившими инквизицию в Гоа (1560). Для полного порабощения Ф. они пускали в ход всевозможные средства: привлекали к латинству туземцев-нехристиан, добившись закона, по которому крестившийся уравнивался в касте с Ф., подкупали раджей областей, в которых жили Ф., или влияли на них через португальских чиновников, массами посвящали своих приверженцев, не останавливались пред насилиями. Они преградили доступ в Индию епископам не только несторианским, но и халдейским (один из них даже погиб на костре в Гоа, в 1654 г.). С помощью таких мер им удалось добиться собора в Диампере (1599), на котором была провозглашена уния с Римом. Папа подчинил архиепископу Гоа епископство Агамальское, где раньше пребывали архиепископы Ф. Последние теперь уже не имели своего туземного пастыря; их духовным главой был архидиакон (второй чин у несториан). Ненависть к иезуитам была всеобщая, особенно усилившаяся после варварского сожжения сирийских несторианских апокрифов, житий святых и даже отчасти богослужебных книг. Архидиакон Георгий взял на себя руководство церковью, которая и отложилась от Рима (1620?4). Получить нового епископа фомистам не удалось; между тем Рим пошел на уступки и попытался заменить иезуитов кармелитами. Последним удалось привлечь к себе большую часть отпавших и образовать сиро-халдейскую униатскую церковь в Индии, для которой епископ-кармелит Иосиф, покидая страну по приказанию голландцев ? к которым в 1663 г. перешло господство, ? посвятил епикопом Александра. После его смерти униаты не получали более туземного епископа и даже было уничтожено туземное архидиаконство, что было источником постоянных смут и причиной частичных отпадений. Немало вредили спокойствию и распри иезуитов с кармелитами. Во время голландского владычества униаты владели 86 ? 84 церквами, при 100 тыс. пастве; у независимых Ф. было 35 церквей и более 50 тыс. прихожан; некоторые церкви были в общем пользовании. Между тем независимые Ф. не переставали добиваться законной иерархии: их архидиакон Фома I Великий не имел архиерейского сана, будучи рукоположен по нужде 12 священниками. В 1665 г. прибыл в Малабар Григорий, иаковитский епископ в Иерусалиме, и был здесь признан митрополитом. Он рукоположил архидиакона во епископа и таким образом Ф. перешли в группу монофизитских церквей. Народ, по-видимому, не заметил этого переворота и скоро забыл о прежнем несторианстве, несмотря на соседство с униатами, сохранявшими старый тип церкви. Последняя попытка несториан удержать за собой Индию была сделана в 1708?1730 гг. митрополитом Гавриилом, прибывшим из Мосула и привлекшим к себе не только часть независимых Ф., но и некоторых униатов. После его смерти часть его паствы вернулась к Риму, другая ? под власть туземного архидиакона Фомы VI, который не имел епископского сана и не мог пользоваться поэтому полным авторитетом. Различные проходимцы из Сирии и Египта являлись под епископской одеждой и производили смуты, пока наконец Фома VI не уговорил голландскую остиндскую компанию выписать из Диарбекира архиерея. В 1751 г. прибыл митрополит Василий и рукоположил в епископы Кирилла, скоро уступившего место Дионисию. В церкви водворилось спокойствие. Паписты были готовы отпасть от Рима, чтобы также получить туземного епископа, но латинскому духовенству удалось склонить на свою сторону радж и голландское правительство, и движение было насильственно подавлено. Голландцы были заинтересованы в сохранении унии и потому, что по договорам с туземными царьками им предоставлялся патронат над униатами, тогда как независимых Ф. раджи оставляли за собой. Новый порядок вещей водворился с началом английского владычества. Англичане, относящиеся вообще с почтением к восточным церквам, думали найти в Ф. остаток древней апостольской церкви, свободной от римских новшеств. Англиканские священники Кerr и Buchanan объехали общины Ф., посетили старца-митрополита Дионисия и собрали ценные рукописи, пожертвованные потом в Кембридж. Первый англиканский епископ в Калькутте Middleton был искренним другом Ф. Он надеялся, не ведя пропаганды, провести в церковь Ф. умеренно-протестантские взгляды и поднять уровень образования, а также социальное положение Ф. Английские миссионеры, обращая язычников, крестили их для сирийской церкви и не решались строить в епархии Ф. англиканских церквей, а проповедывали и служили в сирийских. В 1812 г. под давлением англичан прекратила свое существование инквизиция в Гоа; в 1817 г. была открыта духовная семинария в Коттаяме, при профессорах-миссионерах. Вместе с тем были устроены низшие приходские школы; поощрялись браки священников, проповедничество и служба на туземном языке. Дружное сожительство двух разнородных исповеданий продолжалось, однако, недолго. Среди Ф. была сильна реакционная партия, которая выступила на сцену, когда английские миссионеры, особенно при преемнике Миддлетона, кальвинисте Уильсоне, стали действовать круто и бестактно ? вводили англиканскую литургию, проповедывали против культа Богородицы, молитв за усопших и т. п. Начались смуты. Разрыв с англиканами последовал в 1838 г. Коттаямскую семинарию оставили за Ф., англикане же выстроили себе там же другую и стали в ней готовить будущих деятелей протестантской пропаганды среди Ф. Эта пропаганда продолжается и в настоящее время и приобрела немало последователей. Но и число Ф. под английским владычеством значительно увеличилось; оно доходит теперь до 170 тыс. В 1860 г. появились между ними "пробужденные" энтузиасты, в 1875 г. ? "люди шести лет", ожидавшие через 6 лет второго пришествия, скакавшие и кричавшие. В 1874 г. иаковитский патриарх Петр III Игнатий явился в Лондон настаивать на признании своего верховенства над индийской церковью. Не получив удовлетворительного ответа, он поехал в Индию, и для постоянного наблюдения над тамошней церковью оставил своего наместника ? епископа иерусалимского. Было предпринято гонение на образование, особенно женское, вымогались деньги в пользу иаковитского патриарха; немногочисленная паства поделилась на две партии. В настоящее время многим Ф. так надоел монофизитский патриархат, что они готовы присоединиться к православной церкви; известие о принятии в ее лоно несториан Урмии вызвало движение в этом направлении. См. Germann, "Die Kirche der Thomaschristen" (Гютерсло, 1877); Воейков, "У сирийских христиан и в Трованкоре" ("Русс. Обозрение"); Жузе, "Христианство в Индии" ("Новое Время", ¦¦ 8184 и 8273); La Croze, "Hist. du Christianisme des Indes" (1727); Buchanan, "Christian Researches in Asia" (1811). Много ценного материала собрано в английских миссионерских журналах. Окатоличенные богослужебные книги Ф. изд. в Риме в 1775 г.: "Ordo Chaldaicus (нестор.) Rituum et Lectionum iuxta morem Ecclesiae Malabaricae".
Значение слова ФОМИСТЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ФОМИСТЫ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012