? византийский император (602?610). Когда среди армии, стоявшей лагерем за Дунаем, вспыхнуло в 602 г. восстание против имп. Маврикия, возбудившего неудовольствие своей бережливостью и попыткой ввести строгие военные преобразования, буйные солдаты избрали главнокомандующим простого сотника Ф., человека отвратительной наружности и жестокого нрава, и двинулись на Константинополь. Маврикий попытался удержаться в столице, вооружив, между прочим, партии цирка; но когда мятежники с Ф. во главе приблизились к городу, то и здесь вспыхнула революция, руководимая партией зеленых. Маврикий бежал с семьей на азиатский берег и отправил из Халкидона своего старшего сына и наследника Феодосия за помощью к персам. Между тем Ф. вступил в столицу; Маврикий был убит, после того как перед его глазами были умерщвлены его пятеро сыновей (27-го ноября 602 г.). Феодосий был настигнут в Никее и разделил участь отца. Впоследствии мучительно погибла и жена Маврикия, Константина, вместе с тремя дочерьми, по обвинению в заговоре. Правление Ф., видевшего в царской власти только средство для насыщения своих диких страстей и жестокости, было ознаменовано длинным рядом свирепых казней, часто без предварительного следствия и суда. Дела империи пришли в полное расстройство. На Востоке возгорелась ожесточенная борьба с Хозроем II, который под предлогом мести за убийство Маврикия, своего друга и опекуна, напал на византийские владения. Эта война с Сасанидами была сначала весьма несчастлива для византийского оружия. Опасность со стороны Персии заставила Ф. заключить с аварами унизительный мир, увеличив платимую им контрибуцию, и двинуть все силы на азиатский театр войны. Эта мера привела лишь к тому, что задунайские варвары получили свободный доступ в империю от Дуная до Пелопоннеса; население Балканского полуо-ва подверглось крупным изменениям вследствие иммиграции славян, густыми массами оседавших в Далмации и Мизии. На Востоке дела империи шли худо. Лучший из генералов, Нарзес, ранее внушавший страх персам, поднял в Эдессе знамя восстания и искал союза с Хозроем. Правда, ложными обещаниями удалось склонить Нарзеса к сдаче (он был изменнически казнен), но расстроенная и недисциплинированная византийская армия стала проигрывать одно сражение за другим. В 606 г. пала крепкая Дара; та же участь постигла Амиду и Эдессу. Вытеснив греков из Месопотамии, Хозрой проник в Малую Азию, предал ее опустошению и дошел до Халкидона (609). Та же участь постигла Финикию и Палестину. Население восточных провинций, часть которого находилась под гнетом религиозных преследований, не было расположено противиться нашествию персов. Так же дурно шли дела греков в Испании и Италии. Характерно для политики папства, что такой высоконравственный человек, как Папа Григорий Великий, приветствовал воцарение свирепого ?. как освобождение народа от тирана Маврикия; он выражал радость, что "милостивый и благочестивый государь достиг престола"; "да возрадуются небеса, да возликует земля" и т. д. ? вот в каких словах обращался строгий аскет, наместник Петра, к убийце Маврикия. Это объясняется тем, что предшественник Ф., Маврикий, поддержал константинопольского патриарха Иоанна Постника (582?595), принявшего вопреки протестам Папы титул "вселенского" (????????????), а Ф. предпочел не ссориться с Римом и отменил этот титул. Бедствия, обрушившиеся на империю после убиения Маврикия, были выгодны для папства, которое бесконтрольно могло подготовлять распространение своей светской власти на Среднюю Италию. Неудовольствие против правительства, внушавшего отвращение, в столице сдерживалось кровавыми мерами Ф.; но престарелый африканский экзарх Гераклий открыто возмутился, прекратил уплату доходов в казну и стал готовиться к борьбе. Наконец, сенат и даже зять Ф., талантливый полководец Приск, вступили в сношения с Гераклием, который отправил сухопутное войско под начальством Никиты и флот под командой своего сына, Гераклия Младшего, будущего императора. В то время как Никита шел через Египет, сын экзарха вступил в начале октября 610 г. в воды Босфора. Трусливый Ф. не оказал сопротивления и был растерзан народом; вместе с ним погибли и его приближенные. История Ф. рассказана у Феофилакта Симокатты в "Пасхальной хронике", в хронике Феофана, у Зонары и Кедрина.
А. Г?б.