Значение слова ФЕССАЛОНИКИЙЦЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ФЕССАЛОНИКИЙЦЫ

(Солуняне) ? два послания к ним апостола Павла. Во время второго апостольского своего путешествия Павел сначала остановился в Филиппах, но, принужденный удалиться оттуда, перенес свое местопребывание в Фессалоники (Деян. XVII, 1). Здесь в течение трех суббот он вместе с Силою проповедывал в синагоге и обратил ко Христу многих евреев и еще больше язычников. В числе обращенных было немало знатных женщнн. Евреи произвели возмущение против Павла и его спутников и обвинили их пред городскими начальниками, как зачинщиков мятежа. Павел должен был удалиться в Берию, а оттуда, преследуемый солунскими евреями, ушел в Афины (Деян. XVII, 2 ? 15). По удалении апостола, евреи стали притеснять последователей Христовых из солунян (1 Фесс. II, 14). Такое положение церкви солунской сильно беспокоило апостола. Он желал сам возвратиться в Фессалоники для подкрепления новообращенных, но встречал к тому больщие препятствия (1 Сол. 11, 18). Оставив в Берии Силу и Тимофея с целью распространения проповеди и отправляясь в Афины, апостол чрез сопровождавших его македонян поручил Тимофею посетить Фессалоники для утверждения и утешения верующих (1 Сол. III, 7) и доставить ему в Афины сведения о состоянии церквей македонских (Деян. XVII, 15); сам же вскоре перешел в Коринф, где и ожидал прибытия Тимофея (Деян. XVIII, 1). Вскоре прибыли в Коринф Тимофей и Сила (Деян. XVIII, 5; 1 Сол. III, 6) с добрыми вестями о солунянах, не поколебавшихся во время первого тяжелого испытания. В то же время они сообщили и такие сведения о солунянах, которые не могли порадовать апостола. Многие из тамошних христиан не могли еще отрешиться от привычек языческих; блуд и корыстолюбие остались пороками христиан-солунян (1 Сол. IV, 3 ? 6). Кроме того между христианами распространилось ложное мнение о скором пришествии Христовом. Христиане надеялись войти в царство Божие и получить блаженство только при втором пришествии Господа, и были уверены, что открытие этого царства последует на земле и в скором времени. Многие из них умирали, не дождавшись пришествия Христова. Это обстоятельство приводило солунских христиан в уныние касательно загробной жизни умирающих (1 Сол. IV, 13 ? 17). Кратковременное пребывание в Солуни не позволило апостолу совершенно наставить юную церковь. Дополнить то, чего недоставало вере солунян (1 Сол. III, 10), подкрепить в страданиях, рассеять заблуждения касательно загробной жизни и будущего пришествия Христова ? это было целью первого послания к Ф. В надписании послания стоят имена Тимофея и Силуана (Силы), которых Павел ожидал в Афинах (Деян. XVII, 16), но которые пришли к нему в то время, когда он находился в Коринфе (Деян. XVIII, 1, 5). Так как послание к Ф. вызвано именно этим приходом учеников апостольских, сообщивших Павлу сведения о состоянии церкви солунской (1 Сол. III, 6), то и нужно заключить, что оно написано в Коринфе; в некоторых греческих рукописях и у толкователей указание на Афины, как на место написания этого послания, вероятно произошло от неопределенного выражения апостола, что он восхотел остаться в Афинах один (III, 1). Вместе с определением места определяется и время написания послания. Это было начало 53-го года, когда апостол утвердил свое пребывание в Коринфе. По общему мнению всех толкователей Св. Писания, это послание было первое по времени писание ап. Павла и предваряет почти все писания св. апостолов. Первое послание к Ф. по содержанию своему, за исключением IV-й главы, не представляет никаких особенностей, отличающих его от других посланий. Послание делится на две части, историческую (I?III гл.) и нравоучительную (IV ? V гл.). Первая состоит из воспоминаний о проповеди апостола в Фессалониках и Македонии и благодарности к Богу за принятие солунянами евангелия в чистоте. Во второй апостол убеждает солунян сохранять свой сосуд в святыне и чести и жить братолюбно; затем, раскрывает им тайну воскресения мертвых в последний день и тайну второго пришествия Христова, и по причине неизвестности этого дня убеждает их бодрствовать и трезвиться. Вскоре после первого послания апостол должен был написать солунянам и другое. Главным побуждением к тому было превратное понимание некоторых выражений ап. Павла в первом послании касательно будущего пришествия Господня и появление подложного послания от имени апостола (II, 2 ? III, 17), потом умножение числа праздных людей, проживающих на чужой счет (III, 11). Узнав о таком положении церкви фессалоникийской, апостол поспешил написать второе послание, в котором с достаточной полнотою раскрыл учение о втором пришествии Господа, указав на многие несомненные признаки, по которым можно узнать время приближения конца мира и явления Христова, и вместе с тем дал нужные советы и увещания против тунеядства. Из внешнего положения церкви солунской, как оно представляется в послании, и из сходства содержания обоих посланий к солунянам можно с несомненностью заключить, что второе послание написано очень скоро после первого, никак не позже 54-го года, следовательно прежде, чем апостол оставил Коринф. Что касается подписей, которые полагают написание его или в Афинах, или в Риме, или в Лаодикии, ? то самое разногласие между ними показывает, что они мало согласны с внутренним содержанием послания. Необширное по обему (3 главы) и немногосложное по содержанию второе послание к Ф. можно разделить на три небольшие отдела ? благодарение, учение и увещание, впрочем, без строгого разграничения предметов изложения. См. свящ. Ф. Титов, "Первое послание св. апост. Павла к фессалоникийцам" (Киев, 1893); его же, "Обстоятельства происхождения первого послания св. апост. Павла к фессалоникийцам" (Киев, 1894).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.