Значение слова ФЕРЕКИД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ФЕРЕКИД

(" ?????????", Pherecydes) ? один из первых представителей греческой (новоионийской) прозы, родом с о-ва Сироса; жил в первой половине VI в. и был современником семи мудрецов и древнейших ионийских философов, а также учителем Пифагора. Современники (особенно спартанцы) высоко чтили его за чистоту жизни; близ Магнезии в честь его был воздвигнут "?????" ("героическое" святилище); могилу его показывали, между прочим, на Делосе. Главные заслуги Ф. относятся к области философии. Следуя теологическому направлению греческой мысли, пытавшейся объяснить процесс мирообразования из мифических представлений, и воплощая в ходячие или вновь созданные мифические образы мирообразующие и мироуправляющие силы, Ф., подобно Эпимениду, Акузилаю и авторам мифических теогоний, стоит на границе между наивным миросозерцанием мифической мысли и первыми научными попытками древнейших греческих философов. В своем сочинении "??????????" (по другим ? "?????????"), Ф. говорит о мирообразовании в пяти ?????, т. е. углублениях или впадинах, в которых собираются, распределяются и смешиваются силы природы; отсюда же возникает поколение богов в пяти генерациях (????? ?????????? или ???????????). В числе этих генераций упоминаются Огениды (Океаниды), родоначальником которых был Оген (Океан, олицетворение влаги), Офиониды, происходящие от хтонического божества Офионея (олицетворение земли), и Крониды, ведущие происхождение от Крона (олицетворение неба или эфира). По догадке Преллера, в четвертом поколении олицетворялась огненная стихия, в пятом ? атмосфера. Все впадины, углубления, пещеры, проходы земли, по Ф., полны духов (богов), которые в своем рождении и исчезновении производят смену явлений видимого мира. В противоположность Гесиоду, который производит все существующее из мрака и хаоса, Ф. возводит начало мира к совершенной, разумной производительной силе ? Зевсу; в качестве зиждительных сил, по Ф., выступают еще Крон и Земля. От Зевса и Земли (????? ?????) произошли стихии ? вода, воздух и огонь, распределившиеся в вышеупомянутых впадинах. Для процесса мирообразования Зевс превращается в Эрота; но прежде чем водворить порядок, ему пришлось выдержать борьбу с Офионеем, который Кроном был низвергнут, наконец, в морскую бездну. По другому представлению Ф., Зевс обращается в широкую мантию, которая простирается над крылатым дубом (дуб ? олицетворение подвижного сверху, но незыблемого в корне зерна вселенной). На этом покрове вытканы земля, океан и жилища (источники) океана. В устроенном таким образом мире продолжается, однако, действие демонических сил, причем Зевс тех из богов (= души), которые поступают неправедно, удаляет в Тартар. По свидетельству древности, Ф. верил в переселение душ и, как Пифагор, предписывал воздержание от мясной пищи и известные очистительные обряды. Сравнительно с космогонией Гесиода система Ф. свидетельствует о значительном успехе в развитии философского мышления: в ней замечается уже ясно выраженное стремление отличить стихии от мирообразующих сил и впервые проявляется обобщающая мысль. Некоторые исследователи находят в воззрениях Ф. более или менее значительные следы восточных влияний. Отрывки Ф. изданы Sturz'ом (Лпц., 1824) и М u llеr'ом ("Fragmenta Histoncorum Graecorum", т. I, П., 1841, стр. 70 след.). Недавно найденный отрывок, содержащий сказание об ????? ????? Зевса и Хтонии, издан Гренфеллем в его "New classical fragments" (Л., 1897, стр. 22). Ср. Preller, статья Ф. в "Allgemeine Encyklopaedie de r Wissenschaften und Ku nste" Ersch und Gruber'a (Лпц., 1846, III отд., 22 ч., стр. 240?245); Kern, "De Orphei, Epimenidis, Pherecydis theogoniis" (Б., 1888); Speliotopulos, "???? ?????????" (Афины, 1891); Diels, "Zar Pentemychos des Ph." (в "Sitzungsber. der Berl. Akademie", 1897, стр. 144 и след.); Gomperz, "Griechische Denker, eine Geschichte der antiken Philosophie" (Лпц., 1893, I т., стр. 70 и след.); Zeller, "Die Philosophie der Griechen in ihren geschichtlichen Entwicklung dargestellt" (Лпц., 1892, 5 изд., I т., стр. 79 и след.); O. Gruppe, "Griechische Mythologie" (в V т. 2 отд. "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft" Iw. M u ller'a, стр. 427?428, Мюнхен, 1902).

Н. О.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.