Значение слова ФЕНИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ФЕНИИ

(Fenians) ? название обширной ирландской сепаратистской ассоциации, сформировавшейся в 1861?62 гг. и быстро распространившейся как в Ирландии, так и в Америке. Слово Fianna или feinneda, по мнению кельтологов, обозначало воинов, служивших одному из древних королей острова ? королю Эйра. С течением времени "фианами" стали называть вообще наемные войска, находившиеся на службе у ирландских царьков. В XII?XIII ст. песни о подвигах "финов" или "фианов" распевались в Ирландии почти повсеместно, кроме Ульстера, где разнообразные легенды о Ф. как о воинах, святых и поэтах никогда не были распространены. Джон О'Магони, один из инициаторов и учредителей вышеупомянутой ассоциации, занимался ирландскою историею, был знаком с "фeниaнcким" циклом преданий и назвал этим коренным национальным словом своих сотоварищей. Мак-Карти и другие историки, касаясь фенианизма, единодушно отмечают характерную сторону этого движения, отличающую его от ирландских движений 1798?99 и 1848 гг. Тогда весьма значительную роль играли вожаки, одаренные недюжинными способностями, пользовавшиеся авторитетом и благодаря своему происхождению; теперь движение возникло как бы само собою, личная инициатива играла в появлении фенианства подчиненную роль. Подготовлялось фенианство с самого усмирения 1848 г., и к концу 50-х годов мысль создать революционное сообщество созрела окончательно. Начало 60-х гг. было очень благоприятно для быстрого развития фенианизма. Кроме нескольких неурожайных лет, усилению Ф. способствовала междоусобная война в Сев.-Амер. Штатах. Некоторые публицисты (особенно консервативного английского лагеря) склонны были даже ставить Ф. в прямую причинную связь с этою войною, в которой ирландцы принимали деятельное участие в качестве наемных солдат. Более знакомые с историей возникновения Ф. возражают, что американская война только косвенно усилила движение, создав "новую расу" ? ирландцев-воинов, становившихся по возвращении на родину активными участниками молодой организации. В глухое, реакционное для Ирландии время 50-х гг., еще до Крымской войны, были чуть не ежегодно попытки образовать сильную организацию, но они долго не удавались. С начала 60-х годов, когда возникло фенианское движение (долго отождествлявшееся английскою печатью с "фенианским клубом" и с клубами "Феникса", тогда как организация вовсе себя так не называла), дело пошло иначе. Междоусобная война, во время которой английское правительство держало себя либо двусмысленно, либо прямо враждебно по отношению к северным штатам, сделала англофобию злободневною болезнью в Сев. Америке, а ирландцев ? eo ipso ? чрезвычайно популярными. Митинг за митингом устраивались фениями в Нью-Йорке и его окрестностях; число членов организации быстро росло, как росли и денежные пожертвования. В январе 1865 г. в Цинциннати состоялся большой фенианский конгресс, на котором было заявлено, что "главные квартиры" Ф. находятся в Соед. Штатах. "Times" неоднократно указывал на это сев.-американскому правительству, но тщетно. Бисмарковская эра была тогда в полном разгаре, и континенту было не до Ф.; этим объясняется, что через 20 лет, во время затишья 80-х годов, о фенианстве и у нас, и в Германии, и даже во Франции часто говорили как о движении, которое якобы до покушений 80-х годов было только призрачным. На самом деле фенианство уже в половине 60-х годов является крепким и если не грозным, то сильно беспокоящим своих врагов движением. Начиная с 1865 г. английские политические ежегодники ("Annual Registers") признают существование фенианства и дают ему место на своих столбцах. Ф. называются здесь обществом, имеющим своих вождей, военных и гражданских, свои фонды и финансовые агентуры, лозунги, эмблемы, законы и наказания, тайные склады оружия, газеты, песни и баллады, и распространяющим свое влияние всюду, "не исключая солдат британской армии и тюремных сторожей". Англичан поражало, между прочим, то обстоятельство, что в противоположность прежним национальным движениям фeниaнcтвo не искало поддержки в католицизме, а напротив, устами многих своих членов выражалось по адресу служителей католического алтаря немногим менee энергично, нежели по адресу лендлордов. Впоследствии эта антикатолическая струя ослабела, но в 60-х гг. движение отличалось еще некоторой теоретичностью и подчеркивало свою ненависть ко всем собственникам и сановникам, как 6ы они ни назывались, хотя не переставало вместе с тем выставлять англичан "угнетателями веры". В 1865 г. началось преследование Ф. правительством; некоторые из числа энергичнейших руководителей движения были внезапно взяты под стражу, редакция "Irish People" занята полицией. Одновременно в Корке было арестовано еще около 20 Ф. В руки полиции попал и один из самых главных членов братства ? Стефенс, которому, однако, вскоре удалось бежать из тюрьмы. Ф., со своей стороны, не бездействовали; несколько сыщиков, участвовавших в последних арестах, подверглись нападениям из-за угла; прокламации за прокламациями прибивались на стенах домов во всех значительных городах Ирландии. Процессы, последовавшие за арестами, во многих случаях окончились драконовскими приговорами: каторга от 5 до 20 лет постигла некоторых обвиняемых, против которых ничего определенного доказать было нельзя. Подсудимые вели себя не как "преступники", а как военнопленные, которых судьба отдала в руки врагов. Большая их часть по происхождению принадлежала к мелкой городской буржуазии. Крестьян было очень немного, богатых людей не было почти вовсе. К концу 1865 г. английские газеты с торжеством называли фенианизм "недоношенным движением", но это показывало лишь их недостаточную осведомленность в фенианских делах. С первых же дней 1866 г. начались открытые враждебные действия Ф.; английским войскам в Ирландии пришлось охранять лендлордов и городские власти. Действие Habeas Corpus Act'a (несмотря на протесты Брайта и др.) было приостановлено; репрессия продолжалась с полной силой. Опасаясь высадки Ф. из Америки, правительство окружило Ирландию сторожевой флотилией. К Рождеству многие англичане выехали из Ирландии, опасаясь вооруженного нападения Ф. Такое положение дел продолжалось и в 1867 г. 18 сентября в Манчестере Ф. напали на тюремную карету, в которой сидели ирландские политические арестанты, и пытались освободить их. В свалке, происшедшей вокруг кареты между Ф. и полицейскими, один из последних, Бретт, был убит, арестанты освобождены, но двадцать три человека были задержаны, и из них пятеро преданы суду по обвинению в убийстве Бретта, хотя смертельный удар нанес лишь один (Аллен), остальные почти и не видели Бретта. Тем не менее, трое подсудимых были обвинены (Аллен, Гульд и Ларкин) и повешены; участь двоих была смягчена. На эту казнь в Ирландии смотрели как на судебное убийство даже те, которые не принадлежали к числу Ф. Через три недели после казни товарищей Ф. сделали попытку взорвать стену Клэркенвильской тюрьмы, где содержались два члена организации. 12 человек было убито, больше ста ранено, несколько соседних домов обрушилось. Этот ответ на манчестерскую казнь пошатнул популярность Ф. в Ирландии, но англичане своими действиями снова подняли их на пьедестал. Были схвачены чуть ли не первые попавшиеся ирландцы и преданы суду по обвинению в взрыве. Пятеро из них были оправданы за полным отсутствием чего бы то ни было похожего на улики; но один, несмотря на почти доказанное alibi, был казнен. Начало семидесятых годов было временем сравнительного упадка фенианского движения, хотя аресты, процессы, загадочные убийства время от времени привлекали к себе общественное внимание. В эти годы начала понемногу поднимать голову маленькая ирландская партия в английском парламенте, и ирландское общество, несколько утомленное агитацией, не приводившей к положительным результатам, с живейшим вниманием следило за парламентскими новостями. Исаак Бутт, тогдашний ирландский парламентский лидер, стоял в центре общественного внимания Ирландии. К концу 1870-х гг. он отошел на задний план, но до той поры Ф. тщетно боролись с его влияниeм. Парламентские гомрулеры, со своей стороны, относились вполне враждебно к фенианству, считая его фатально осужденным на безрезультатность. В 1872 г. аграрных грабежей, нападений и убийств было 255, в 1873 г. ? 254, в 1874 г. ? 263. Весною 1875 г. правительство провело через парламент "билль о сохранении спокойствия в Ирландии". Парламентские гомрулеры утверждали, что вызвать общее и имеющее шансы на успех восстание Ф. бессильны, а частичными аграрными преступлениями не достигается ничего, кроме установления полнейшего полицейского произвола. С половины 70-х гг., т. е. со времени первых парламентских шагов Парнеля, парламентские гомрулеры, продолжая на своих собраниях осуждать тактику Ф., перестали нападать на фенианское движение в прежних резких выражениях. Когда однажды в 1876 г. Гикс-Бич, член кабинета, назвал Ф. убийцами, Парнель прервал его pечь и громко протестовал. Ф. (за немногими исключениями) почти сразу почувствовали доверие к Парнелю; он как бы сблизил их с легальными ирландскими деятелями, произнеся в Ирландии в 1879 г. ряд речей на основной мотив: "пусть всякий борется против Англии кто как может; все ее враги ? наши союзники". С 1880 г. под ближайшим влиянием Парнеля все чаще и чаще стал применяться бойкот вместо аграрных нападений, в пользу которых Парнель не верил. Ф., впрочем, от программы своей не отказывались. В конце 1870-х гг. и особенно с начала 1880-х гг. фенианство как бы с новыми силами принялось за свою работу. По подсчету автора нового законопроекта о сохранении спокойствия в Ирландии (Форстера), в 1880 г. было 2590 случаев аграрных преступлений. Полиция ежедневно задерживала подозрительных лиц. Легальная "Земельная лига" была закрыта, ее главные деятели (в том числе Парнель) арестованы под разными предлогами: через сыщика, вкравшегося в довеpиe фениев (Томаса Бича), правительство знало о сношениях легальных деятелей с Ф. Крутые меры полиции страшно ожесточали Ф. Аграрные преступления учащались с месяца на месяц. Гладстон пошел на некоторые уступки. Благоприятный для ирландцев земельный билль, затем отставка представителя "усмирительного режима" (2 мая 1882 г.) показывали известную перемену в политике правительства. Но Ф. были непримиримы. 6 мая 1 8 82 г. в Дублин приехал новый, либерально настроенный наместник, лорд Кавендиш; гуляя в Феникс-Парке, он и его секретарь Борк подверглись внезапному нападению и были убиты; yбийцы скрылись. Правительство отвечало крайними репрессиями. Убийства и казни сменяли друг друга. Были убиты, между прочими, двое судей из числа наиболее суровых; вырезана семья Джонсов, состоявшая из шести человек, из-за подозрения, что она может выдать убийц двух судей. В Глазго и в некоторых других городах Шотландии и Англии произошло несколько динамитных взрывов, несколько покушений на чинов полиции и администрации. Пapлaментскиe гомрулеры не хотели отречься от всякой солидарности с Ф., хотя Парнель заявил, что не одобряет динамитных взрывов. Летом 1883 г. был убит предатель Ф. Кэри, в концe того же года повесили в Дублине его убийцу; аресты происходили почти ежедневно. Вызвать общее восстание фениям не удавалось, так же как и путем террора "очистить страну от англичан". Во второй половине 80-х годов бойкот вновь начал оттеснять насильственные приемы фенианской борьбы: например в 1887 г. бойкотировано было 836 чел. Тем не менее, аграрные нападения отнюдь не прекращались; была даже (в Митчельстоуне) попытка открытого бунта, вызванная Ф., но не принявшая серьезных размеров. Конец 1880-х годов был ознаменован несколькими динамитными взрывами и убийствами. С тех пор фенианское движeние понемногу стало впадать в летаргию. Oбщий упадок ирландского ("легального") сепаратизма после смерти Парнеля и крушения гладстоновского проекта, гомруля, шел параллельно упадку Ф.

Литература. McCarthy, "History of our own times" (Л., 1880); "Annual Register" за 1866, 1867, 1880?89 гг."; John O'Leary, "Recollections of Fenians and Fenianism" (Л., 1896, t. I?II); Thomas Beach (alias Major Henry Le Caron), "Twenty five years in the secret service. The recollections of a spy"; Justin McCarthy, "Ireland since the union"; P. Tynnan, "The Irish invincibles and their times"; Евг.Тарле, "Чарльз Парнел" ("Mиp Божий", 1899, I?III); A. Быкова, "Рассказы из истоpии Ирландии " (СПб., 1902).

Евг. Т?е.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.