(909?1171) ? халифская династия, производившая себя от сына Алия и Фатимы (см.), Хосейна (Гусейна), но происходившая, как кажется, от радикального реформатора секты исмаилитов (см.) Абдалл â ха ибн-Меймуна Кадд â ха или, точнее, от его внука Обейдалл â ха Махдия (ум. 934). В 909 г. карматы (см.) доставили Обейдалл â ху власть над берберами в Северной Африке, а в 969 г. Джаухар, полководец Фатимид Моызза (953?975), завоевал для своего государя Египет и Южн. Сирию, сверг княжескую династию ихшидов (см.) и основал укрепленный город Каир, куда с 972 г. Моызз перенес столицу фатимидск. халифата. Правление Моызза замечательно материальным и умственным развитием Египта и славно чрезвычайною терпимостью к иноверцам, что, впрочем, естественно вытекало из духа исмаилитской секты. К 991 г. при Азизе (975?996) была отнята у хамданидов Сев. Сирия, после чего фатимидский халифат стал простираться от Оронта до Марокко; впрочем, фатимидский контроль над зап. провинциями (Тунисом и др.) после перенесения столицы в Каир ослабел, и они сделались фактически независимыми (тунисская династия Зайридов), а Ф. остались собственно егип.-сир. династией. Х â ким (996?1021) объявил в 1009 г. указ о равенстве официально господствовавшего вероисповедания шиитского (исмаилитского) с соннитским, но по отношению к евреям и христианам он резко нарушил исмаилитский принцип терпимости. С 1017 г. полоумный халиф стал слепым орудием в руках основателей секты друзов (см.) и объявил себя божеством. Его царствование было полно смут и грозило опасностью самому существованию династии; но сын Х â кима З â хир (1021?1036) со своей теткою-опекуншею Ситталь-мольк опять восстановил порядок. Последующие Ф.: Мостансыр (1036?1094), Мостали (1094?1101), Амир (1101?1130), Х â физ (1130?1149), З â фир (1149?1154), Ф â из (1154?1160), Адыд (1160?1171). При них Египет иногда подвергался внутренним волнениям, но большею частью процветал и обогащался морскою торговлей; в Сирии же шли крестовые походы, противодействие которым выдвинуло династию эйюбидов. В 1169 г. эйюбид Саладин (см.) низложил вместе с своим братом последнего Ф. См. С. де Саси, "Expos e de la rel. des Druzes" (П., 1838, т. I); Фурнель. "Les Berbers" (т. II); Гюйяр, "Un grand ma î tre des Assassins" ("Journ. Asiat.", 1877, и отд.); Р. Дози, "Essai sur l'hist. de l'islam." (П., 1879, гл. IX; печатается дополненный рус. пер. Крымского); Вюстенфельд, "Gesch. der Fatimiden-Cnalifen" (Геттинген, 1881); А. Мюллер, "История ислама" (СПб., 1895, т. II, гл. III?IV).
А. Крымский.