? первый грузинский царь (302?237 г. до Р. Х.), лицо историческое, но окутанное легендарными сказаниями. По словам летописи, он был племянник Самари, мцхетского старейшины, убитого Александром Македонским. Чудесным образом открыв богатый клад в пещере, Ф. собрал громадное войско, с помощью правителя Мингрелии, Куджи, разбил Азона, наместника Александра Македонского, и был провозглашен первым царем Грузии, до тех пор дробившейся на отдельные родовые общины. Ф. объединил роды, расселившиеся в бассейне pp. Куры и Риона с их притоками, и объявил столицей Мцхет, как важный в экономической жизни страны пункт при слиянии Куры с Арагвой. Вместо старейших в роде Ф. ставит эриставов ? административных агентов, находящихся в зависимости от него. Гражданское и политическое устройство он завершает введением письменности и установлением религии Зороастра. Вопрос, какую азбуку мог ввести Ф. за три века до Р. Х., решался в том смысле, что этот алфавит был зендский, по начертанию приближающийся к грузинской азбуке мхедрули (военный). Но буквы мхедрули появляются лишь в XI в., а древнейшие грузинские письмена ? хуцури (духовный), в V?VI вв. по Р. Х. ? не носят признаков сходства с зендским алфавитом. Притом палеография свидетельствует, что мхедрули выработался из хуцури. Сказание об изобретении Ф. азбуки остается недоказанным за отсутствием памятников письма языческого периода. Религиозный культ Зороастра, будто бы установленный Ф., также вызывает недоумие. Летопись передает, что он поставил идол Армази (Ормузд), одетый в великолепные латы с золотым панцирем, в венце, осыпанном драгоценными каменьями. Несомненно, что учение об Ормузде и Аримане проникло в Грузию еще до Ф. и отразилось в воззрениях народа, сохранившихся поныне. Ср. Brosset, "Histoire de la G e orgie" (т. I); Бакрадзе, "История Грузии" (Т., 1889); Хаханов, "Очерки по ист. груз. слов." (вып. II).
А. Хаханов.