? древнеиталийский народ, живший в Нижней Этрурии, между озерами Лаго-ди-Вико и Лаго-ди-Браччано с одной стороны и Тибром ? с другой, в соседстве с латинянами, сабиянами, умбрами и этрусками. Древние писатели не были согласны относительно происхождения этого народа. Одни (Катон, Плиний Старший, Солин, Стефан Византийский, а также поэты Вергилий, Овидий, Силий Италик) считают их выходцами из Аргоса, другие (Дионисий Галикарнасский) называют их пеласгами, третьи (Страбон) ? этрусками, хотя у некоторых писателей, по словам Страбона, и было представление, что это ? не этруски, а народ особый, говорящий своим собственным языком. Из новых ученых Нибур считал их эквами, Отфрид Мюллер ? смешанным народом. Вопрос о происхождении Ф. был решен лишь тогда, когда в 1860 г. ученым иезуитом Гарруччи был открыт в земле Ф. целый ряд надписей, рассмотрение языка которых тотчас же показало, что это надписи народа, близко родственного латинскому, так что язык Ф. может быть считаем лишь одним из говоров латинского языка. Алфавит, которым писаны эти надписи, заимствован не от этрусков, как другие италийские алфавиты, кроме латинского, а именно от латинян, и лишь отчасти обнаруживает влияние этрусского алфавита. Это последнее обстоятельство объясняется тем, что область Ф. рано была завоевана этрусками и входила в состав Этрурии; главный город этого народа Фалерии , место которого занимает нынешний город Civit à Castellana, считался вполне этрусским городом. Письмо фалисских надписей, число которых со времени Гаруччи значительно увеличилось и пополняется постоянно новыми раскопками, идет от правой руки к левой. Это привело автора этих строк еще в 60-х годах к предположению ("Римская письменность в период царей", стр. 6), что и латинское письмо, от алфавита которого произошел фалисский алфавит, также в начале шло от правой руки к левой, как это и подтвердилось потом открытием нескольких латинских надписей с таким направлением письма. Историческая судьба Ф. мало известна. Данные из их жизни, сообщаемые древними писателями (почти исключительно Ливием), обнимают лишь два последних столетия их истории (437?241 до Р. Х.) и относятся больше всего к их городу Фалериям, служившему главным политическим центром жизни этого народа. Ф. вели с римлянами многочисленные войны, результатом которых было взятие и разрушение неприступных Фалерий (241 до Р. Х.) и подчинение земли Ф., наравне со всею Этрурией, Риму. После этого оставшиеся жители Фалерии были низведены с возвышенности в равнину, куда потом была выведена римская колония под названием Colonia Junonia Falisca; на месте ее стоит теперь городок S. Maria di Falleri. Произведенные в разных местах земли Ф. в последнее время раскопки открыли целый доисторический период жизни Ф. они обнаружили древнейшее жилье в этой местности на горе Сант-Анджело, где были найдены в колодцеобразных могилах образцы посуды самого чистого типа Виллановы и остатки примитивных стен древнейшего поселения, еще не знавшего употребления железа. Такие стены были найдены и на вершинах других холмов этой местности, откуда население спускалось для заселения ниже лежащих в долине реки Трейи пунктов, какими являются городские поселения на холме Нарче и на холме Монтарано, где положено было начало будущим Фалериям. Как в неизвестном нам по имени городском поселении на холме Нарче, так и на месте древних Фaлepий археологические находки, довольно многочисленные, достаточно освещают постепенное возрастание культуры от первобытного быта начала железного века до развитой культуры времен финикийской и затем греческой торговли. Жизнь города на Нарче прекратилась гораздо раньше, чем жизнь Фалерий; он был разрушен в одну из первых войн с римлянами, в эпоху наибольшего расцвета афинской торговли с Этрурией. Богатый археологический материал, состоящий по преимуществу из могильных сосудов, собран главным образом в римском музее виллы папы Юлия III (Villa Giulia), стоящей на древней Фламиниевой дороге, неподалеку от Porta del Popolo.
Литература. Модестов, "Фалиски" (с картой местности в "Журнале Мин. нар. просв.", 1895, март); Deecke (Декке), "Die Falisker, eine geschichtlich Sprachliche Untersuchung" (без знакомства с археологическими данными, Страсб., 1888). Издания фалисских надписей: Гарручи в "Annali dell'Instituto di co r respondenza archeologica" (1860) и в его "Dissertazioni archeologiche di vario argomento" (I, Рим, 1864); Цветаев, "Inscriptiones Italiae mediae dialecticae" (Лпц., 1884) и "Inscriptiones Italiae inferioris dialecticae" (M., 1866); в указанной книге Декке, а также у Гарруччи в "Sylloge inscr. latin.", у Фабретти в "Corpus inscript. Italic."; несколько надписей в "Corp. inscr. lat." Берл. академии (XI, стр. 476 сл.) и в "Monumenti Autichi" академии Линчеев (IV, стр. 321 сл.). Описание и издание археологического материала ? в IV томе поименованных "Monumenti antichi".
В. Модестов.