Значение ФАБРИЦИУС, ГОЛЛАНДСКИЕ ЖИВОПИСЦЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ФАБРИЦИУС, ГОЛЛАНДСКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

(Fabritius) ? два голландских живописца: 1) Бернгарт Ф., вероятно, ученик Рембрандта. В 1657?59 гг. он жил в Лейдене, где был членом гильдии св. Луки. По датам, выставленным на дошедших до нас его картинах, видно, что он работал еще в 1672 г. В этих картинах он является очень неровным ? то замечательным мастером, близким к Рембрандту, отличающимся свободою и мягкостью кисти, блеском золотистого общего тона красок и отлично разыгранною светотенью, то посредственным рисовальщиком, суховатым по кисти, впадающим в неестественно-красный тон и неприятную синеватую черноту теней. Лучшие из его произведений: "Апостол Петр в доме Kopнeлия" (в Брауншвейгск. галерее), "Портрет семейства архитектора в.-д.-Гельма" (в Амстердамск. музее), "Меркурий и Аргус" (в Кассельск. галерее), "Семейство за столом" (маленькая картина в Стокгольмском музее), "Поясной портрет пастуха" (в Венской акад. художеств), "Сретение Господне" (в Штеделевск. инстит., во Франкфурте-на-Майне), "Поклонение пастырей" (в Лондонск. национ. гал.) и "Рождество Иоанна Крестителя" (там же). 2) Карел Ф., вероятно, брат предыдущего; род. около 1620 г.; был учеником Рембрандта в Амстердаме, работал сперва в этом городе, а потом, с 1650 г., в Дельфте, где в 1654 г. погиб вместе со всею своею семьею при взрыве порохового погребa. Из всех художников школы Рембрандта он более других остался самостоятельным, смотрел на природу своими глазами и воспроизводил ее во всей ее простоте, без прикрашивания Рембрандтовскою светотенью, но сильно и солнечно, сочною, приятною кистью. Картины его составляют большую редкость. Особенно замечательны между ними ? "Дремлющий страж" (в Шверинском музее), "Щегленок на стене, освещенной солнцем" (в Луврском музее в Париже), "Портрет Абрагама де-Нотте" (в Дёдлейгоузе, в Англии); "Мужской портрет" (в Роттердамск. гал.) и другой "Мужской портрет" (в Берлинск. музее).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.