? у индусов так называется праздник зимнего coлнцecтoяния. Имя У. он получает в Верхней Индии, на юге же называется Понгаль. Обряды, присвоенные ему, имеют частью общественный, частью частный характер. Последние состоят в принесении жертв предкам, как общим (всего человечества), так и родовым, домашним божествам, охраняющим дом или место, где он построен, и всем богам. Обряды в честь всех этих божеств совершаются в меcтoпpебывaнии хозяина дома семейным или домашним жрецом. Главный предмет приношений ? тила , или семена сезама, отдельно или смешанные с соком фиников или особым сладким кушаньем. Кушанья после освящения съедаются хозяином и членами его семьи; часть их посылается друзьям дома и родным в знак уважения к ним. В некоторых местах Бенгальской провинции одна из женщин данной семьи берет в этот день пучок соломы и выдергивает из него по одной соломинке, которые привязывает к каждому предмету (мебели или утвари) в доме, произнося при этом формулу, заключающую в себе пожелание, чтобы мера хлеба увеличилась в 52 раза. Отсюда название обряда ? Баванна бандхана. В деревнях привязывают солому к амбарам, в которых сохраняется хлеб от предыдущей жатвы. Особенно спасительная сила приписывается купанью во время У. в том месте, где Ганг сливается с морем. Сюда ежегодно стекается множество народа. После омовения паломники направляются к храму Капилы, находящемуся попеременно в заведовании вишнуитских и шиваитских нищенствующих факиров.
С. Б?ч.