? Под У. мы понимаем этическое миросозерцание, противоположное индивидуализму. Исходя из того, что индивид теснейшим образом связан с окружающим миром и находится с ним в постоянном взаимодействии, У. усматривает в теоретических основах индивидуализма несоответствие с фактическим положением вещей и объяснение этому несоответствию видит в тех же психологических иллюзиях, которым обязано было своим существованием гео- и антропоцентрическое миросозерцание в интеллектуальной сфере. Индивидуальное счастье У. считает неосуществимым при отсутствии у личности сознания солидарности с окружающим миром и без установки гармонии между ними, возможной только путем познания законов, лежащих в основе мирового развития, и следования им. Так как У. не считает существующего состояния мира конечным и единственным, вытекающим из природы вещей, а, с другой стороны, очищенный и просветленный индивидуализм не ограничивает индивидуальную деятельность грубо эгоистическими мотивами, не отрицает солидарности ни как средства к достижению личностью более полного расцвета ее индивидуальности, ни как чувства, входящего в состав индивидуального "я", и в принесении личностью себя в жертву во имя ее идеала видит такой же акт утверждения индивидуального "я", как и в актах, направленных на физическое самосохранение, то на практике требования У. и индивидуализма могут вполне совпадать; отличаться они будут тогда только тем, что У. подчеркивает моменты солидарности и познания, индивидуализм ? моменты оппозиции существующему и волевого воздействия.
См. Кюльпе, "Введение в философию" (СПб. 1901, там же и исторические указания).