(санскр. Triven î = три косы) ? в Индии священное место соединения двух реальных рек Ганга и Джамны, с третьей, воображаемой ? Сарасвати (см.), которая, будто бы, скрывшись под землей, течет также к этому месту, чтобы слиться с величайшей и наиболее чтимой рекой Индии ? Гангом. Другое название этого места ? Праяга (санскр. Pray â ga = место жертвоприношения). Место это принадлежит к числу наиболее чтимых тиртха (см.), хотя и потеряло часть своей святости с тех пор, как император Акбар осквернил его, воздвигнув крепость Аллагабад у самого соединения Ганга и Джамны. Так как названные три реки часто представляются в образе жен-подруг мужской троицы (Тримурти: см.) Шивы, Вишну и Брахмы, или их трех шакти (см.), то слияние их является как бы естественным символом женской троицы трех великих богинь. По общему поверью, люди, умирающие вблизи этой святыни, получают сейчас же вечное блаженство. Отсюда древний обычай лишать себя жизни в данной местности, особенно путем самоутопления в водах Ганга. Сюда же, поэтому, стремились в старину вдовы для совершения обряда самосожжения. О религиозных самоубийствах в данной местности сохранился ряд исторических свидетельств. Здесь утопился, напр., некий царь Дханга, как гласит древняя надпись, напечатанная в "Journal of the Asiat. Soc. of Bengal" (т. VIII, 174) и "Asiatic Researches" (т. XIII, 361). О том же свидетельствует в своем описании Т.-праяги китайский путешественник VII в. Хьюен-Цзанг (см. S. Julien, "Voyages des P è lerins Bouddhistes", т. II, 276), a также магометанские писатели Альбируни и Массуди (Reinaud, "M e moire sur l'Inde", стр. 230, и "Fragments Arabes et Persans", стр. 103). В марте месяце в Т. и теперь происходит ежегодное собрание верующих (так назыв. mela), с целью омовения себя в священных струях.
С. Б?ч.