или шаблон ? употребляется малярами, чтобы переносить на стену или другой предмет рисунки и узоры. Узор сначала прорисовывают на толстой бумаге, картоне или металлическом листе. Иногда бывает достаточно проткнуть по его контурам ряд дырочек, наложить проткнутый лист на место и ударять по нему кисейным мешочком с угольной пылью. Уголь проходит через проколы, и после снимания листа получается пунктирная линия, по которой можно обвести узор кистью или резцом. В других случаях, когда рисунок не линейный, а содержит целые окрашенные поверхности, его прорезывают особым ножичком, в виде копья, несколько согнутого, чтобы легче можно было следить за изогнутыми контурами рисунка; для каждой краски приготовляют особый Т. Когда рисунок повторяется много раз, бумагу пропитывают раствором канифоли в скипидаре, она становится прозрачною, что облегчает прорисовывание, и не боится влаги, или же берут металлический листок, покрывают его черным, сапожным воском, наносят рисунок иглою и травят азотной кислотой, пока черты не пройдут насквозь. Краска для Т. должна быть не текучая, а густая. Маляры употребляют щетинные кисти с коротким волосом, срезанные плоско, перпендикулярно к длине щетинок, и оттого приходится больше тыкать почти сухою кистью, чем мазать. На бумаге Т. употребляются для так назыв. "восточной живописи", позволяющей не умеющему рисовать делать довольно эффектные копии цветов и узоров. Краски, обыкновенно "гуашь", берутся в виде довольно больших плиток, и влажную щетинную кисть трут прямо по плитке, чтобы не было избытка жидкой краски, способной подтекать под Т. Английские чертежники часто пользуются Т. для надписей, много раз повторяющихся на их планах; пользование Т. отдельных букв копотливо и дает мало выигрыша во времени. Напротив того, если в чертеже часто повторяется один и тот же сложный контур, выгодно сделать для него Т. из тонкого листка латуни, можно даже обводить его рейсфедером.
В. Лермантов.