? Прежняя психология, за отсутствием точных экспериментальных исследований, занималась по преимуществу вопросами трансцендентными ? о возникновении души, о бессмертии ее, о субстанциальности души, об отношении души и тела. О возникновении души были высказаны три теории: теория предсуществования (Платон и Ориген), имевшая, кроме поэтического достоинства, еще ту особенность, что допускала вечность души не только a parte post, т. е. после появления души в телесной оболочке, но и a parte ante, т. е. постулировало вечность души, иначе говоря, ее вневременное существование. Христианские писатели держались по преимуществу учения о том, что Бог создает в каждом отдельном случае душу, которую и одаряет бессмертием. Это учение называлось креатианизмом (creatio animae). Наконец, были защитники и взгляда, по которому душа родителей передается детям через семя (напр., Тертуллиан). Защитники этой теории назывались традуционистами. Между учением о предсуществовании и Т. существует возможное соглашение, которое мы и видим в учении Лейбница о преформации. По мнению Лейбница, не существует в настоящем значении слова ни рождения, ни смерти; рождение есть лишь трансформация, т. е. развитие, проявление того, что уже ранее существовало в зародыше, а смерть есть ни что иное как "enveloppement", т. е. нечто, противоположное развитию.
Э. Р.