(??????????, Thesmophoria) ? большой аттический праздник в честь Деметры Законодательницы (??????????) и отчасти Коры (Персефоны), справлявшийся исключительно при участии свободнорожденных женщин, во время посева, в конце октября (в аттическом месяце Пианопсионе). На этом празднике Деметра чествовалась как покровительница земледелия, земледельческого быта и браков ? тех установлений (??????), на которых зиждется культура народов, перешедших к оседлому образу жизни. Праздник длился 5 дней и справлялся отчасти в деме Галимунте на берегу Аттики, отчасти в городе. Т. были народным и национальным праздником. Для совершения обряда и устройства пира в каждом деме выбирались по две из наиболее зажиточных и уважаемых женщин, на средства которых относились все расходы по устройству праздника. В первый день Т. женщины собирались в определенном пункте и все вместе отправлялись в Галимунт, обмениваясь по дороге шутками и насмешками цинического характера. В Галимунте находился храм Деметры Законодательницы: сюда и направлялась процессия. Во второй день праздника приносились в жертву свиньи; в третий день женщины возвращались в Афины, неся на головах священные книги с установлениями Деметры. Четвертый день праздника проводился в посте и унынии, в пятый же день устраивался веселый пир, с играми и плясками. Характер праздника прекрасно изображен в дошедшей до нас комедии Аристофана "Женщины на Празднике ?." (????????????????). Тесмофорический культ Деметры существовал, кроме Афин, во многих других городах. Ср. Preller, "Demeter und Persephone" (Гамб., 1837); Wellauer, "De thesmophoriis" (Бреславль, 1820); A. Mommsen, "Feste der Stadt Athen im Altertum" (Лпц., 1898); Stengel, "Die Griechischen Kultusaltert u mer" (стр. 203?204, 2 изд., Мюнхен, 1898).
Н. О.