(Teniers) ? семейство фламандских живописцев, из членов которого в большей или меньшей степени известны трое: 1) Давид Т. Старший (1582?1649), ученик своего брата, Юлиана Т. и, как полагают некоторые, П.-П. Рубенса, довершивший свое артистическое образование в Риме под влиянием А. Эльсгеймера. Возвратившись из Италии на родину, в Антверпен, трудился там и был принят в члены местной гильдии св. Луки. Писал картины религиозного и мифологического содержания, фантастические сюжеты с ведьмами и разною чертовщиною, ландшафты, главным же образом сцены народного быта в таком же роде, как и знаменитый Давид Т. Младший. Картины его отличаются от вышедших из-под кисти этого мастера в наилучшую пору его деятельности резкостью контуров, суховатостью письма, тяжеловатою рыжеватостью тонов и меньшею тонкостью характеристики представленных лиц и положений. В большинстве этих картин важную роль играет пейзаж, в котором художник был вообще сильнее, чем в фигурах. Произведения Давида Т. Старшего имеются в Имп. Эрмитаже (два ландшафта с хижинами и "Живописец в своей мастерской), в Дрезденской галерее ("Деревня при реке" и "Сельский вид"), в Берлинском музее ("Искушение св. Антония"), в Венской галерее (восемь ландшафтов с библейским и мифологическим стаффажем), в Венской академии худ. ("Вальпургиева ночь"), в Дармштадтской гал. ("Попойка в деревенском шинке") и во многих других собраниях. 2) Давид T. Младший , сын и ученик предыдущего, развившийся далее под влиянием Рубенса и в особенности А. Броувера. Род. в Антверпене 14 дек. 1610 г., был в 1632 г. принят мастером в тамошнюю гильдию св. Луки и быстро приобрел громкую известность не только на своей родине, но и за ее пределами. Правитель Испанских Нидерландов эрцгерцог Леопольд-Вильгельм полюбил его как художника и как человека, сделал его своим придворным живописцем и камергером, пожаловал ему золотую медаль на такой же цепи и возложил на него заведование своею картинною галереей. Т. пользовался также благоволением статгалтера Нидерландских Штатов Вильгельма II Оранского, шведской королевы Христины, дона Хуана Австрийского и короля испанского Филиппа IV; последний основал по представлению своего любимца академию художеств в Антверпене (в 1663 г.) и устроил для его картин особую галерею в своем мадридском дворце. Приобретя прилежною работою отличное состояние, Т. выстроил для себя поблизости от Брюсселя Дрейторенский (т. е. Трехбашенный) замок, в котором предпочтительно и жил вместе с женою, дочерью живописца Я. Брюгеля Бархатного, в счастье и довольстве, по временам отдыхая в кругу собиравшихся сюда гостей, цвета тогдашней бельгийской интеллигенции. Он ум. в Брюсселе 20 апр. 1690 г. Главной областью творчества Т. было изображение фламандской простонародной жизни, деревенских праздников, крестьянских свадеб, пирушек и сборищ в сельских шинках, солдатских караулен, курильщиков, пьяниц, картежников и т. п. Он зорко изучал эти сюжеты в натуре и потому воспроизводил чрезвычайно правдиво и характеристично, особенно в тех случаях, когда выводил на сцену небольшое число лиц. Иногда он брался писать картины в историческом роде, напр. на библейские темы, но они принимали под его кистью также характер реалистических простонародных сцен. С большою любовью, виртуозно и юмористично изображал он фантастические сюжеты с небывалыми чудовищами, ведьмами и всяческими дьявольскими наваждениями, обезьян и кошек, человекоподобно занимающихся стряпнею, обжорством или играми, алхимиков в их лабораториях, знахарей и пр. Наконец, он писал ландшафты и приморские виды, оживленные человеческими фигурами. О его трудолюбии и плодовитости свидетельствует огромное количество его картин, сохранившихся до нашего времени. Почти нет ни одной публичной и сколько-нибудь значительной частной галереи, в которой их не было бы. Особенно богаты ими Имп. Эрмитаж (39 картин, в том числе принадлежащие к отличнейшим произведениям художника: "Праздник антверпенских стрелков и членов корпораций", "Внутренность кухни в дрейторенском замке" и два "Деревенских праздника", ¦¦ 674 и 675), мадридский музей дель-Прадо (52 карт.), Луврский музей в Париже (35), мюнхенская Пинакотека (28), Дрезденская галерея (24), Лондонская национальная галерея (19), Венский музей (19), Кассельская галерея (10) и некоторые другие. Те из этих картин, которые относятся к первой поре деятельности художника, напоминают живопись его отца и отличаются коричневатым, неприятным тоном. В произведениях средней поры Т. является во всем блеске своего таланта, самым замечательным из всех нидерландских живописцев народного быта, пленяющим зрителя сильным и блестящим золотистым или серебристым колоритом, превосходно разыгранными освещением и светотенью, типичностью и выразительностью представленных фигур, тонкостью и вместе с тем уверенностью и сочностью исполнения всего, до малейших аксессуаров. Под конец жизни Т. изменил свою манеру и стал писать как ландшафтные задние планы, так и самые фигуры в красноватом тоне, вредящем впечатлению картин, вышедших из-под его кисти в это время. Находясь в дружбе со многими из своих товарищей, он охотно помогал некоторым из них, как напр. Я. де-Гэму, Л. ван-Юдену, Н. вин-Верендалю и К. Люйксу, оживляя их картины человеческими фигурами. У него было много учеников, из которых главные ? Д. Рейкарт III,Э. ван-Тильборг, М. ван-Гельмонт и Ф. дю-Шатель. Кроме живописи, Т. занимался гравированием и издал 52 офорта собственной композиции. Число гравюр, исполненных другими с его произведений, простирается до 500; 3) Абрагам T. (1 629?1670), второй сын и ученик Давида Т. Старшего, развившийся под влиянием своего знаменитого брата, подобно ему изображал крестьянский быт и животных, но значительно уступал ему в талантливости. ? Ср. С. Simillion, "Levensschets van David Teniers den Jo n ge" (Антверпен, 1864); J. Vermoelen, "Notices historiques sur D. T. et sa famille" (П. 1870); A. v. Wurzbach, "D. T. der Jungere" (в R. Dohme, "Kunst u. K unstler des Mittelalters und der Neuzeit", I Abth. I Bd., Leipzig. 1877).
А. С?в.