Значение слова ТЕЛЕПАТИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ТЕЛЕПАТИЯ

? сообщение на расстояние одним лицом другому представлений, мыслей и чувствований без посредствующего воздействия на органы чувств при помощи слов, письменных знаков или иных сигналов. Этот термин недавно введен в употребление членами английского "Общества для исследования психических явлений" (основано в 1882 г.) Гёрнеем Майерсом и Подмором, в книге "Phantasms of living", имеющейся во французском и русском (сокращенных) переводах. Авторы упомянутого сочинения пытаются доказать, что существование Т. ? несомненный факт. Они подразделяют Т. на два вида: искусственную (экспериментальную) и естественную (самопроизвольную). К первой относится преднамеренное "чтение мыслей" (transmission d e la pensee, Gedankenu bertragung). Общеизвестным видом такого чтения мыслей является салонное развлечение, называемое англичанами "willing-game" и заключающееся в том, что одно лицо, усиленно думая о том, чтобы другое что-нибудь сделало или сказало, держит это последнее за руку или находится возле него, не прикасаясь к нему непосредственно. Естественная Т. заключается в непреднамеренном возбуждении в одном лице другим, на расстоянии, известных психических состояний. Гёрней и его сотоварищи сосредоточили свое внимание главным образом на изучении второго вида Т. Их работа в этом направлении заключается не в попытке дать научное объяснение указанного явления, а в собирании сырого статистического мaтериалa в виде свидетельств множества лиц, имевших случай наблюдать такие явления, которые можно причислить к разряду телепатических. Сюда относятся столь распространенные рассказы о том, что некоторое лицо, переживая тяжелый жизненный кризис или умирая, являлось своим друзьям или родным в виде "прижизненного призрака "; такие "телепатические галлюцинации" наблюдались, по словам Гёрнея, многими лицами наяву , во сне ("вещие сны") или на рубеже между сонным и бодрственным состоянием ; они имели характер зрительный или слуховой (осязательный); наблюдались случаи " обоюдной телепатической галлюцинации" , т. е. когда два лица одновременно взаимно сообщали о себе друг другу. Наконец, в редких случаях наблюдались коллективные галлюцинации , когда, напр., А , переживая тяжкий кризис, воздействует телепатически одновременно на Б и на С , находящихся в одном и том же месте, причем В и С испытывают галлюцинации, очень сходные по своему содержанию. При собирании путем enqu ê te psychologique обширного материала "Общество психических исследований" должно было считаться, главным образом, с двумя факторами ? достоверностью свидетельских показаний и вероятностью случайного совпадения. Первая определяется целым рядом соображений: получено ли сообщение из первых или из вторых рук? Каковы умственные и нравственные качества свидетеля? Не возможна ли ошибка наблюдения или ошибка памяти? Существует ли между событиями, переживаемыми двумя лицами в телепатическом взаимодействии, совпадение во времени? Когда зарегистрирована дата телепатического явления и зарегистрирована ли? etc. По отношению ко второй противники Т. могут заметить, что постоянно происходят в жизни весьма замечательные случайные совпадения; почему же не приписать таковым и мнимое явление прижизненных призраков? Герней и комп. отвергают это возражение, утверждая, что теория вероятностей в применении к наблюденным фактам свидетельствует против возможности случайного совпадения; подсчитывая все те имевшие место в Англии случаи, когда телепатическая галлюцинация, заключавшаяся в появлении прижизненного призрака умирающего, совпадала с действительной смертью этого лица, и те случаи, когда галлюцинация не оправдывалась, общ. псих. исслед. получило отношение 1:43. В то же время для Англии вероятность, что известное лицо умрет в известный день = вероятности, что оно умрет вообще = 1:19000. Отсюда очевидно, что число телепатических случаев гораздо больше, чем оно могло бы быть благодаря случайным совпадениям. Рише в статье "La suggestion mentale et le Calcul des probabilit es" ("Revue philosophique", de c., 1884) сообщает, что и в области экспериментальной Т. мысленное внушение дает 789 счастливых совпадений при 2997 опытах, между тем как вероятное число (обусловленное случайным совпадением) было 732. Во Франции собирает материалы по Т. Морилье, в Англии этим вопросом занимается Сэджвик, в Сев. Америке ? В. Джемс, в России ? А. Н. Аксаков. Главные возражения, делаемые против сторонников Т., сводятся к следующим: Герней и другие без всякой надобности истолковывают телепатические явления как нечто иррациональное , мистическое, сверхчувственное ? suprasensible (выражение Гернея). Эта точка зрения на телепатические явления, делающая из них род экспериментальной метафизики , навеяна, по всей вероятности, тем ложным истолкованием Кантовского учения об трансцендентальной: идеальности пространства, которое давало повод Гегелю рассматривать телепатические явления как взаимодействие между двумя познающими субъектами, помимо форм чувственности (пространства и времени), мистическим, сверхразумным путем (во времена Гегеля телепатические явления относились в область "животного магнетизма"). Обыкновенные психические явления объяснимы при помощи категорий конечного рассудка, "но рассудок неспособен даже верить в явления животного магнетизма, потому что в этом состоянии дух не связан ни местом, ни временем, его явления не могут быть объяснены связью причин и действий, он переступает за чувственные пределы, и все это кажется невероятным чудом для рассудка" (Философия духа", введение). На самом деле нет надобности прибегать к метафизическим гипотезам при объяснении явлений Т., даже если бы они действительно существовали: в последнем случае можно было бы прибегнуть к гипотезе психического резонанса между нервными организациями двух субъектов, представляющего аналогию с теми явлениями, какие наблюдаются, напр., в беспроволочном телеграфе Маркони. Именно так рассуждали датские экспериментаторы Ганзен и Леман, занимавшиеся исследованием Т. Телепатическое взаимодействие без контакта объяснимо теоретически, если допустить, что передача мысли совершается при посредстве движения какой-нибудь весьма утонченной субстанции; в таком случае можно предположить , что она будет отражаться от металлических поверхностей по законам отражения света и звука; следовательно, построив два сферических вогнутых зеркала и расположив их так, чтобы голова одного из испытуемых находилась в фокусе одного зеркала, а голова другого ? в фокусе другого зеркала и чтобы оба зеркала были обращены друг к другу своими вогнутыми сторонами, можно облегчить испытуемым сообщение мыслей. Опыты, произведенные при таких условиях, показались экспериментаторам неблагоприятными; только Анри считает некоторые из них удачными и говорящими против случайного совпадения (см. "Аnn e е psychol.", 1895, р. 857). Важнейшие опыты Ганзена и Лемана с мысленным внушением были направлены на произвольное нашептывание цифр без видимого движения губ и дали любопытные результаты, подлежащие, впрочем, проверке (см. в "Philos. Studien", XI: "Ueber unwillk urliches Flu stern"). В случаях самопроизвольной Т. крайние трудности представляет проверка достоверности свидетельств. Но и при допущении прочно установленных фактов еще остается возможность случайного совпадения. Применение теории вероятностей к статистическим данным по Т., как показал Анри, страдает неточностью. В вышеприведенном рассуждении Сэджвика различные случаи считались равно возможными (необходимое условие для применения теории вероятностей), между тем как de facto этого не было. Если кому-нибудь привиделся умирающий, принадлежащий к числу его знакомых, то весьма вероятно, что он с большей легкостью увидит лицо, о котором ему известно, что оно тяжко хворает, чем лицо совершенно здоровое. Итак, не все случаи равно возможны, тем более, что видя умирающего в галлюцинации, которая не оправдывается, мы ее скоро забываем, в особенности если галлюцинации у нас часто случаются; наоборот, разительные случаи прочнее удерживаются в памяти; в вопроснике английского общества предлагают сообщать интересные случаи. Все это в совокупности свидетельствует о том, что не все случаи равно возможны и не все случаи галлюцинации, имевшие место, известны ("Ann e e Psychol.", 1895. стр. 471: "Le calcul des probabilit e s en psychologie"). Из сказанного ясно, что телепатические явления далеко еще не получили права гражданства в психологии в качестве фактов, реальность которых вне всякого сомнения. Тем не менее слепое предубеждение некоторых психологов против исследования этих явлений не может быть оправдано. Библиографию см. в указателях, ежегодно появляющихся в "Ann ee Psychologique".

И. Лапшин.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.