? Под этим именем известен в мусульманском праве самый распространенный вид развода, заключающийся в том, что муж освобождает жену от всех дальнейших обязанностей и отсылает ее к родителям с сохранением ею своего мегра (калыма, кебина, вена). Т. можно дать жене без всякого повода с ее стороны. Для его законности, кроме совершеннолетия, наличности разума, здоровья души и тела, требуется отсутствие принуждения, внутреннее убеждение в необходимости развода. Поэтому нельзя объявлять Т. от имени пьяных, находящихся в тяжких болезнях, приговоренных к смерти, а также без разрешения опекунов ? от имени слабоумных и сумасшедших. Самый Т. совершается через произнесение сигге ? словесного согласия на Т. После этого, по Корану, для вступления Т. в законную силу, требуется истечение особого срока ? иддета, который равняется 3 куру, если женщина не беременна, а в противном случае простирается до разрешения от бремени. О значении куру существует разногласие между школами Шафии и Абу-Ханифы: первая понимает куру в значении одной менструации, а вторая ? в значении времени от одной менструации до другой. Во время иддета жена находится в полной нравственной зависимости от мужа, который, по Корану, должен давать ей содержание и не имеет права прогнать ее из дому; брак существует и потому как жене нельзя выходить замуж, так и мужу не дозволяется брать в дом новую жену, если разводимая была четвертой. В течение иддета за женой сохраняется и право наследования. Срок этот дается для того, чтобы муж мог обдумать свой поступок и изменить свое решение; поэтому если муж во время иддета изъявит на словах свое согласие соединиться вновь или же известными действиями, как то: объятьями, поцелуем и т. п. выскажет свое расположение, то Т. уничтожается и жена вступает вновь в свои законные права. Если муж в течение иддета не помирится, то наступает так называемый Т. реджий, не препятствующий прежним супругам вступить впоследствии друг с другом в новый брак. Если кто-либо отпустит одну и ту же жену три раза, то наступает развод окончательный, так называемый Т. боин, после которого новый брак не дозволяется, разве если жена выйдет замуж за другого и получит от него развод. На Т. основывается в Дагестане особенно интересный вид присяги ? так назыв. хатун-талак или кебин-талак: присягающий клянется, что если он скажет неправду, то брак его незаконен. Если у присягателя несколько жен, то он обязан предварительно указать, на которую из них он присягает. В случае ложной присяги жена обязана уйти от мужа, получив все ей следующее, как при добровольном разводе. Ср. Хидая, "Комментарии мус. права" (пер. Гродекова, Ташк., 1893); Фан-ден-Берг, "Основные начала мусульман, права согласно учению имамов Абу-Ханифы и Шафии" (пер. Гиргас, СПб., 1882); бар. Торнау, "Мусульман. право"; А. В. Комаров, "Адаты и судопроизводство по ним"; М. Ковалевский, "Закон и обычай на Кавказе" (Москва, 1889); Keijser, "Introduction au pr ecis d'Abou Chodjâ"; A. v. Kremer, "Culturgeschichte des Orients" (Вена, 1875?79, т. II); W. Lane, "The Modern Egyptians" (Лонд., 1860); Dueau, "Droit musulman"; Baillie, "A Digest of the Moohummu Lan Law" (Лонд., 1875).
П. Гидулянов.