? представляет при обыкн. темп. твердую различного цвета массу, плавящуюся при сравнительно небольшом нагревании и в жидком или полужидком состоянии способную склеивать. С. ? изобретение индейское и стал известен в Европе в средних веках, куда перешел, по-видимому, из Испании, как показывает его французское название (Cire d'Espagne). С. вообще представляет смесь твердых смол, к которым прибавляются терпентин, летучие масла, бальзамы и разные красящие вещества. Хороший С. должен быть гладким, блестящим и не хрупким, должен выносить, не теряя твердости, самую высокую летнюю температуру, при зажигании не должен давать много дыма и неприятного запаха и делаться слишком жидким (не должен капать); в изломе xopoший С. должен быть гладок и не слишком матов; печать, воспроизведенная С., не должна изменять первоначального цвета и не должна терять глянца. Материалами для сургучного производства служат главным образом шеллак и терпентин, к которым прибавляются: мастика, сандарак, росной ладан (для лучших сортов), канифоль и каменноугольная смола (для простых), толуанский и перувианский бальзамы, а также эфирные масла (гвоздичное, лавандуловое и др.) ? для заглушения неприятного запаха горящей смолы, различные минеральные вещества индифферентного характера (мел, гипс, тяжелый шпат, магнезия, цинковые белила и т. д.), которые служат для увеличения выхода сургучной массы и для придания ей густоплавкости. Шеллак при изготовлении дорогих сортов С. должен быть предварительно обесцвечен удалением входящего в состав его красно-коричневого красящего вещества, которое оказывало бы вредное влияние на светлые и нежные цвета. Шеллак обесцвечивается тремя способами: 1) пропусканием спиртового раствора через костяной уголь; 2) действием хлорной извести на спиртовой раствор шеллака (? ? 1 час на свету); 3) действием хлорной извести на раствор шеллака в соде (24?48 час.); в обоих последних случаях шеллак выделяется из раствора осаждением соляной кислотою, после чего промывается до исчезания кислой реакции и сушится. Беленый шеллак представляет шелковистые, блестящие чешуйки желтоватого цвета. Терпентин лучше всего употреблять венецианский; он часто заменяется канифолью со скипидаром, причем эти вещества не должны содержать частиц дерева. Для цветных С. употребляются следующие краски: 1) красные: киноварь, свинцовый сурик, осажденная и прокаленная окись железа и др.; 2) желтые: хромовая желтая, кассельская желтая, охра и др.; 3) зеленые: зеленый ультрамарин, хромовая зелень и др.; 4) синие: берлинская лазурь, кобальтовый ультрамарин; 5) коричневые: различные умбры; 6) черная: сажа; 7) белые: мел, гипс, углекислая магнезия, цинковые, баритовые и висмутовые белила и другие. При расплавлении сургучной массы заботятся прежде всего о том, чтобы масса эта не перегревалась и плавилась при возможно низкой температуре, для чего устраиваются специальные печи, в которых плавильные железные эмалированные котелки нагреваются на песчаных банях горячим воздухом; прежде всего плавят шеллак, прибавляют затем последовательно терпентин, индифферентные минеральные вещества и краски, все время тщательно перемешивая деревянной лопаточкой; пахучие и летучие вещества прибавляют под конец перед формованием сургучных палочек; когда масса сделается однообразной, берут пробу и исследуют ее на цвет, излом и т. д. Если масса готова, то она разливается в формы, состоящие из 4-угольных латунных плит, по длине которых вырезаны соответствующей формы каналы (сверху на 2 мм шире, чем внизу); длина каналов в 2 раза больше длины нормальных сургучных палочек, для круглых и овальных палочек делаются разборные формы. Обыкновенно не советуют охлаждать формы холодной водой для скорейшего остывания вылитого С., потому что последний делается от этого хрупким и ломким; если палочку нужно бронзировать, то форма предварительно посыпается бронзовым порошком; если форма гравирована, то гравированные места следует слегка смазать скипидаром, чтобы палочка вынулась легко, что обыкновенно происходит, если форма сделана чисто. После формования сургучные палочки подвергаются еще полировке (для придания блеска и глянца) и штемпелеванию; для этого палочки вносятся на короткое время (достаточное для расплавления их только с поверхности) в специальную печь, после чего штемпелюются и разрезываются пополам; если требуется палочки золотить или серебрить, то нужные места смазываются крепким спиртом с помощью кисточки, после чего накладываются металлические листики, которые крепко пристают. Из числа многих рецептов для приготовления С. укажем для примера следующие: 1) красный С.: шеллака ? 120 ч., терпентина ? 80, киновари ? 90, скипидара ? 20, магнезии ? 30 (высший сорт); шеллака ? 20, канифоли ? 80, терпентина ? 50, скипидара ? 5, мела ? 30, гипса ? 5, сурика ? 60 (почтовый С.); С. для пакетов: канифоль ? 200, сосновая смола ? 100, терпентин ? 50, мел ? 75, скипидар ? 3, окрашивается умброй или болюсом; 2) желтый сургуч : шеллак ? 76, терпентин ? 85, сосновая смола ? 45, магнезия ? 18, желтая хромовая краска ? 25; 3) зеленый С. : шеллак ? 70, терпентин ? 80, сосновая смола ? 40, магнезия ? 15, берлинская лазурь и желтый крон ? 25; 4) синий С. : шеллак ? 70, терпентин ? 60, сосн. смола ? 35, магнезия ? 10, мел ? 20, ультрамарин ? 20?25 ч.; 5) коричневый С. : шеллак ? 70, терпентин ? 60, сосн. смола ? 40, гипс ? 20, мел ? 20; 6) черный С. : шеллак ? 50, терпентин ? 90, сосновая смола ? 65, мел ? 40, сажа ? 12; 7) белый (просвечивающий) С. : обесцвеченный шеллак ? 30, густой терпентин ? 40, мастика ? 50, белила баритовые ? 30; 8) восковой С. : белый воск ? 50, терпентин ? 15, киноварь ? 10, глицерин ? 5 (см. также Мастики).
П. Чельцов. ? .