(Stevens) ? два французских живописца, причисляемых также к бельгийским художникам. 1) Жозеф С. ? сын офицера Наполеоновской армии, большого любителя изящных искусств, род. в Брюсселе в 1822 г., рано выказал влечение и способности свои к живописи и выучился ей без помощи наставников, единственно через копирование картин в музеях и посещение художественных выставок в своем отечестве и в Париже. Впервые явившись со своими произведениями перед публикою на выставке брюссельск. академии худ. в 1844 г., он выставлял их с 1846 г. в парижск. салонах и до самой своей смерти, последовавшей в 1892 г., пользовался за них известностью как во Франции, так и в других странах. Мастерски владея рисунком, С. писал жанровые сцены, в которых главную роль играли животные, преимущественно собаки, которых он воспроизводил с удивительною правдою в отношении не только их внешности, но и характера, нравов и привычек. К числу лучших его картин принадлежат: "Мучение Тантала" (1850), "Квартира балаганщика" (1857), "Собака и муха" (1857), "Собака старушки" (1857), "Быки" (1859), "Попрошайки в лавке мясника" (1864), "Продажа собак в Париже" (в брюссельск. академич. галерее), "Продажа собак в Брюсселе" (там же) и нек. др. В СПб., в музее Академии худ. (в Кушелевской гал.), имеется образец работ этого художника ? "Несчастие странствующего шарманщика". 2) Альфред С. , брат предыдущего, род. в Брюсселе в 1828 г., учился сперва у Навеза в своем родном городе, а потом у Рокплана в Париже, где, подобно Жозефу С., поселился на постоянное жительство. Вначале писал небольшие исторические сцены, но потом обратился к жанру и стал изображать элегантных молодых дам и детей в изящной, комфортабельной комнатной обстановке. Героини его картин в этом роде милы и добродетельны, но не чужды кокетства и способности увлекаться пылкою страстью. Композиция у него в большинстве случаев не отличается сложностью и замысловатостью, состоит из одной, много ? из трех фигур; колорит сероват, но приятен; кроме тонкости выражения в лицах и позах фигур, к его достоинствам принадлежит мастерство в воспроизведении всевозможных околичностей, особенно тканей. Наибольшею известностью он пользовался у французов во времена второй империи, даже породил тогда группу подражателей себе, но потом его работы мало-помалу выходили из моды, так что теперь он доживает свой век почти всеми забытый. Из картин, вышедших из-под кисти С. в цветущую пору его деятельности, более других известны: "Дама среди роз" (нах. в брюссельск. муз.), "Печальный визит" (там же), "Chant passionn e " (в Люксанбургск. гал. в Париже), "Покинутые маски" (в марсельск. муз.), "Утешение", "Утро на даче", "Новогодний подарок", "Разочарование", "Возвращение в свет", "Утро жизни", "В мастерской художника" и фрески в брюссельском королевском дворце, изображающие четыре времени года в виде молодых женщин в современном костюме.
Значение слова СТЕВЕНС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое СТЕВЕНС
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012