Значение СТАФФ ЛЕОПОЛЬД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое СТАФФ ЛЕОПОЛЬД

(Staff) ? известный польский поэт-модернист. Род. в 1878 г. Сборники его стихотворений: "Sny о potedze" (1901 и 1905), "Dzien duszy" (1903), "Ptakom niebieskim" (1905), "Pie s ni, spiewane sobie i nocy" (1905) и др.; ему же принадлежат поэма "Mistrz Twardowski. Piec s piewo w o czynie" (1902), пьеса "Skarb" (1904). Он находился под влиянием Гуго фон Гоффмансталя, Метерлинка, Гауптмана, Словацкого, Ницше, но чужие образы умел перерабатывать по-своему. Польская критика признает за С. артистическую простоту, нежный и возвышенный тон, мелодичные рифмы, классический польский язык. Вдохновение С. сравнивают с "ясным и прозрачным источником, который может сделаться бурным и пенистым, но не мутным" (Я. Стен). Основное настроение С. ? мягкая печаль, родившаяся "в серый час жизни", "в печальную пору человечества", "в полусонном царстве сумерек", когда "паук гробниц опутывал в свою серебристую пряжу каждую мысль, каждое чувство" ("Byl o to dawno "...). В поэзии С. властвует чудная и страшная царица-Смерть. Он любит Ночь, которую воспевает в цикле "Песни себе и Ночи" ("Пламя", "Обманутая жизнь", "Река"), охотнее описывает безбрежную снежную пустыню ("Снег") или дождь, без устали и в такт ударяющий по мутной луже ("Слякоть"), чем солнечные радостные картины. По выражению Бжозовского, "природа нужна С. не как форма для его чувств и мечтаний, но, находясь как бы в его мыслях и чувствах, она представляет пластичный материал для грез и настроений". Главный сборник С.: "Сны о могуществе" вместе с подзаголовком поэмы о Твардовском ("Пять песен о подвигах") лучше всего выражает основное настроение музы С. Если он хочет из бесформенной массы драгоценных металлов выковать себе сердце "закаленное, мужественное, гордое, сильное" ("Kowal"), заставить это сердце "звенеть в песне мощи ? великой, простой, суровой и твердой, в песне бури и свободы ? дерзкой и страстной" ("Poczucie plelni"), то это стремление к "могуществу" служит только признаком бессилия поэта, его женственной уступчивости. При всем том, в творчестве С. некоторые польские критики видят и жизнеспособный элемент, так как идеал поэта (облагороженный сверхчеловек) противоположен идеалу Ницше. С. не чужд альтруизма. Если бы поэт был могучим властелином востока, то созвал бы всех, кого терзает тайная печаль, и отдал бы им "золото, драгоценности, дорогие ковры и свое сердце ? великое, доброе сердце" ("Mocarz"). Другие критики считают С. представителем активного духовного элемента, неизвестного служителям официальной церкви. С. молится перед Распятием за всех преступников, говоря: "Когда ребенок болен ? мать не бьет его". Он просит "более чем справедливого" Господа о снисхождении к тем, кто не может быть добродетельным; просит укрыть ленивого работника в поле от взора надсмотрщика, довести пьяного домой по предательским мостикам, замерзшему нищему оставить незапертой дверь булочной, блуднице с больным лицом найти до вечера любовника, убегающему от преследования вору дать крепкие ноги, наконец, послать "величайшую милость, счастье бедняков ? внезапную и неожиданную смерть" ("Modlitwa"), Как драматург, С. ? типичный символист. В его трагедии "Skarb" время и место действия безразличны, неопределенны: "быть может, никогда и нигде, быть может ? в нас самих и каждый день". Действующие лица существуют только в экстатическом видении поэта. Идея пьесы состоит в том, что люди только до тех пор стремятся достать клад, скрытый в башне (? идеал), пока верят в реальное существование его, и становятся равнодушными, как только стоявшая на страже у клада жрица отказывает им в требовании посмотреть клад. Тогда люди начинают искать идеал на земле, т. е. ничего уже не ищут, говоря: "пусть он хоть раз сошел бы на землю, выступил бы из сферы мифа ? но для чего же мучиться и губить жизнь из-за химеры"? См. Р. Chmielowski, "Ze wspol czesnego Parnasu" ("Kurjer codzienny", 1902, ¦ 157); A. Siedlecki, "L. St." ("S l owo Polskie", 1902, ¦ 162); Z. Strzetelska, "Z ostatnich zbiorow" ("Nowe S l owo", 1902, ¦ 22, 540?544, ¦ 24, 586?588); B. Breszel, "L. St. Proba syntezy" ("Przegl a d tygodniowy", 1903, ¦ 42); St. Brzozowski, "L. St." ("Krytyka", 1905, IV, 270?276, V, 390?398, VI, 468?475).

А. Яцимирский.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.