(????????) ? песнь греческой трагедии, которую исполнял хор, когда он стоял уже на своем месте в оркестре (таким образом, С. являлись противоположностью пародам ? см.). С. наполняют собою перерывы драматического действия, являясь по поводу его, но не входя в его состав. В них выражается сочувствие хора к главному лицу пьесы, толкуется смысл или ожидаемые последствия событий, только что совершившихся на сцене, и т. п. Количество С. в трагедиях колебалось от 1 (только Софоклов "Филоктет") до 5 (только Софоклова "Антигона"); обыкновенное их число, встречающееся более чем в половине дошедших до нас трагедий, было три. Каждый С. состоит из большего или меньшего количества сизигий (т. е. антистрофических пар), к которым нередко присоединяется эпода (см.), но всегда только одна в каждом С. и притом в конце последней сизигии. Наибольшее количество строф встречается в трагедиях Эсхила (10), затем у Еврипида (6) и Софокла (4); минимальное количество строф у Эсхила ? 3, у Софокла и Еврипида ? 2. С. исполнялись хором как при пустой сцене, так и в присутствии действующих лиц. Первая форма встречается несколько чаще, чем вторая.
См. П. В. Никитин, "Лекции по истории греческой литературы" (литогр.); Westphal, "Prolegomena zu Aeschylos Trag o dien" (Лейпциг, 1669); Croiset, "Histoire de la litt e rature grecque" (т. III).
A. М?н.