? взимавшиеся со священников, диаконов и причетников при поставлении их на священно- и церковнослужительские степени, ? получили свое начало в древней восточной церкви. Император Юстиниан, запрещая ставленникам платить епископу за поставление, дозволил вместе с тем давать служившим архиерею при посвящении то количество денег, которое они получали по обычаю. Исаак Комнен дозволил епископу брать с рукополагаемого, в благодарность, 7 златиц: одну при поставлении на степень чтеца, три при рукоположении во диакона и столько же при рукоположении во священника. Обычай взимать С. пошлины перешел и в практику нашей церкви. С. пошлины брались даже с вновь посвящаемых епископов. Сборы при посвящении с течением времени усложнялись и становились тяжелее. Владимирский собор 1274 г. восстал против проистекавших отсюда злоупотреблений. Митрополит Кирилл, созвавший собор, прямо называл их симонией. Бедных ставленников, которые не могли заплатить за поставление, посылали на работы ? жать, косить и т. п. Собор решил брать при поставлении в священники лишь 7 гривен на содержание соборного клира; за нарушение этого правила определено извержение из священного сана как поставленного, так и поставившего. Злоупотребления, однако, не прекращались. Собор 1503 г. решительно запретил брать что-либо со ставленников, отменив и семигривенную пошлину. К этому подала повод ересь стригольников, объявлявших, что пастыри русской церкви ставятся на мзде. Присутствовавший на соборе Геннадий новгородский, по возвращении на епархию, продолжал брать со ставленников деньги и был за это лишен сана. Стоглавый собор посвятил рассуждению о С. деньгах три главы (гл. 87, 88 и 89). Он повелел брать при поставлении в попы рубль московский на собор, с дьяконов полтину, да с тех и других еще благословенную гривну. Патриарх Иоаким, убедясь, что "попом и дьяконом была многая волокита, и убытков становилось в поставлении 4 рубли и болши", издал в 1675 г. указ, по которому велено брать со ставленника 1 рубль 32 алтына 2 деньги (сбоку приписано для округления цифры: "имать по два рубли") за посвящение в попы, а за посвящение в дьяконы ? половину. В указе 1765 г. об отмене С. пошлин упоминается другая цифра сборов, существовавшая тоже по древнему обыкновению и установлению патриархов: с попа и дьякона 2 рубля, с дьячков и пономарей 1 рубль.
См. П. Знаменский, "Приходское духовенство на Руси" ("Православное Обозрение", 1867, ч. I); И. Перов, "Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI и XVII веках" (Рязань, 1882).