или нетовщина ? беспоповщинский толк. Беспоповщина, получившая свое начало в Поморье и потом раздробившаяся на толки по разным вопросам, держалась и держится тех основных убеждений, что, за неимением священства, возможно и не освящённому лицу отправлять церковное богослужение и совершать два "потребно-нуждные во спасение" таинства: крещение и покаяние. Но это многим из беспоповцев же кажется святотатством, восхищением прав, не свойственных мирянину. "Восхищающии недарованная им, ? приводят они слова Кормчей, ? раздражают Бога, якоже сынове Кореови и Озиа царь". В результате при этом приходится остаться совершенно без таинств, без общественной молитвы. И действительно, появилось в расколе убеждение, что теперь не может быть спасительных тайн, не может быть и общественного богослужения: благодать взята (улетела) на небо. По этому отрицательному признаку держащиеся такого взгляда беспоповцы именуются нетовцами. Но при этом возникал вопрос: возможно ли для нетовца спасение, при отсутствии таинств и общественного богослужения. "Возможно, ? отвечают нетовцы, ? только как возможно ? это один Спас знает: необходимо уповать на его милость и молиться". По этому положительному признаку нетовцев называют Спасовыми или по Спасовой Милости. "Нетовское" направление зародилось еще в XVII веке, и первоначально старообрядческий толк такого направления назывался "козминщиной" по имени основателя "мужика" Козмы (см. П. С. Смирнов, "Происхождение самоистребления в русском расколе", "Христианское Чтение", 1895, ч. I, стр. 628?29). С течением времени нетовщина подразделилась на отдельные отрасли. Исходной точкой послужил вопрос о крещении. Вера христианская непременным условием спасения поставляет "рождение водой и духом" (Иоан., III, 5). Отвергнуть таинство крещения значило для нетовцев навлечь на себя нарекание в том, можно ли им даже именоваться христианами. И вот, чтобы не отказаться от своего основного учения о невозможности мирянину действовать священная, нетовцы в решении трудного вопроса избрали своеобразный, и притом не все один и тот же, путь. Одни из них признали возможным совершать таинство крещения в православной церкви. Они толкуют так: "хотя и еретик крестит, да поп, в ризах, а не простой мужик". Однако же, когда младенца понесут для крещения в церковь, в это время старики и старухи нетовцев раздают нищим приготовленные блины, прося их молиться, чтобы Бог довершил крещение и вменил его в святое. И за совершением брака нетовцы тоже обращаются в православную церковь, опять не присваивая венчанию силы таинства, так как признают православную церковь еретической. Таких спасовцев называют последователями глухой нетовщины , так как открытыми, записными раскольниками они не бывают, а также потому, что исповедь они совершают перед иконой, вычитывая скитское покаяние, а не перед своими стариками, и вечерни, утрени, часов до устава не поют. Другие решили вопрос о крещении в том смысле, что можно крестить лишь самому себя. Отсюда название последователей С. согласия "самокрещенцами" (см.). По тому же вопросу о крещении из С. согласия выделилось новое согласие, так называемое новоспасово. Оно образовалось в сороковых годах XIX в., по почину одного из главных наставников нетовщины, симбирского мещанина Светова. Отличительным учением новоспасовцев служит то, что они позволяют мирянину совершать крещение и брак, а также имеют "стариковскую" исповедь. Таким образом у них есть свои наставники или "попы", как называют их в народе. "Попы" совершают и общественное богослужение: вечерню, утреню, часы они отправляют по Уставу, с пением, отчего и согласие иначе известно под именем поющей нетовщины. В недавнее время в Васильсурском и Макарьевском уездах Нижегородской губернии, совершилось новое выделение из С. согласия в виде "некрещеных старообрядцев". Их можно назвать строгими нетовцами. Они не признают возможным ни того, чтобы крещение совершал мирянин, ни того, чтобы обращаться за таинством к православному священнику, и ввиду этого оставляют своих детей совсем без крещения, говоря, что "можно, по нужде, спастись одним упованием на Спасову милость" (см. Согласие "некрещеных старообрядцев"). Имея в виду слова Иоанна Златоуста: "иже второе себе крещаяй, паки Христа распинает", нетовцы не перекрещивают приходящих к ним от православной церкви, несмотря на все свое отвращение к последней, и принимают их, одни ? а именно часть поющей нетовщины ? через отрицание ересей, как положено в Потребнике, отчего и известны под именем отрицанцев , другие ? а именно нетовщина глухая и другая часть поющей ? через семипоклонное начало, отчего и называются подначальниками. У нетовцев встречаются случаи разного рода самоубийств для спасения, хотя случаи эти и редки. Нетовцу ничего не остается в жизни, кроме упования на Спаса, который сам знает, как спасти его. В минуты экстаза ему легко может представиться, что сам Спас внушает ему для спасения или самоубийство, или детоубийство. В таком состоянии крестьянин Владимирской губернии, Вязниковского уезда, деревни Слободищи, Михаил Куртин зарезал своего семилетнего сына Григория, или, как он выражался на суде, "заклал сына своего в жертву Спасу". Дело о Куртине производилось в 1867 г. во владимирской уголовной палате. Куртин чистосердечно сознался в своем преступлении и подробно рассказал о мотивах, которые руководили им в этом деле. А в 1827 г. в селе Копенах Саратовской губернии, добровольно умерли 35 нетовцев, в той уверенности, что смерть их приятна Спасу; все они были убиты. Нетовцы требуют строгого воздержания в пище и питии, не дозволяют носить ничего пестрого и цветного, что составляет один из важных пунктов их учения. Нетовские ревнители на этот случай и пословицы выдумали: "на ком рубаха пестра, знай ? душа его антихристова сестра", "что ни пестринка, то сидит бесинка". Последователи нетовщины поющей существуют в епархиях казанской, костромской, владимирской и нижегородской, а глухой нетовщины, кроме двух последних епархий, еще вниз по Волге, до Астрахани.
Ср. проф. Н. И. Ивановский, "Из старообрядческого мира" ("Православный Собеседник", 1883, ноябрь); E. А?в., "Нечто о беспоповских сектах, известных под названием покрещеванцы, нетовцы и отрицанцы" ("Братское Слово", 1884, т. I); А. Пругавин, "Самоистребление. Проявление аскетизма и фанатизма в расколе" ("Русская Мысль", 1885, ¦ 2); архимандрит Павел, "Краткие известия о существующих в расколе сектах" (СПб., 1889); Ив. Стрельбицкий, "История русского раскола, известного под именем старообрядчества" (Одесса, 1889, стр. 137?39); Ф. Ч?н., "Секта нетовщина" ("Церковный Вестник", 1890, ¦ 8); П. С. Смирнов, "История русского раскола старообрядства" (2 изд., СПб., 1895, стр. 120?121; 123?124); Н. И. Ивановский, "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола" (ч. I, изд. 5, Казань, 1897, стр. 123?126; 128?129); П. Соколов, "Копенские происшествия 1802 и 1827 гг." ("Христианское Чтение", 1896, кн. 5).