(из перс. сухт a = сожженный [т. е. любовью к науке]) ? так называется у тюрков слушатель медресе (см.); у арабов и в Индии он называется т â либ-эль-ыльм (= ищущий науки), у персов ? д â нешм a нд (= мудрый). При старом положении мусульманского образования С. представляли чрезвычайно близкую аналогию к средневековым европейским "студентам": и по схоластическому направлению своей учености, и по образу жизни, и по своему социальному положению. В настоящее время, когда турецкое правительство завело у себя светские школы европейского типа, С. больше напоминают собой наших семинаристов. По закону 1869 г., медресе отнесены к разряду училищ частных, где план преподавания не устанавливается правительством и оттого из нынешних С. легко вырабатывается ярые представители мусульманского фанатизма и закоренелой вражды к реформам.
См. Убичини, "La Turquie actuelle" (П., 1855, гл. IX); Вамбери, "Der Islam im XIX Jahrh." (Лейпциг, 1870); Крымский, "Мусульманство" (M., 1899, гл. III).
А. Крымский.