(??????, S.) из Сиракуз ? сын Агафокла и Дамнасиллиды и современник Еврипида ? после Эпихарма (см.) важнейший представитель сицилийской комедии. Он сочинял так называемые мимы (см.) ? род народных комедий, который имел свое начало в Сицилии еще до С., но получил более художественную форму именно благодаря ему. Мимы его делились на мужские (????? ????????) и женские (?. ??????????), в первых изображались мужские характеры, в последних женские. Кроме того, они делились на серьезные (?????????, т. е. мимы с нравственной целью) и шутливые (???????, цель которых состояла в возбуждении смеха). В своих мимах С. верно изображал характеры различных сословий. И несмотря на то, что мимы С. были написаны прозой, бытовые сценки эти отличались таким изяществом изложения и слога, что Аристотель их ставил наравне с поэзией. Платон ценил их очень высоко; завистники Платона даже говорили, что он в своих диалогах рабски подражал мимам С. Феокрит (см.) во всяком случае подражал С. ? его II и XV идиллии, при неимении мимов самого С., могут дать приблизительное понятие о мимах С. У С. был сын ? Ксенарх, который также писал мимы. Александрийский грамматик Аполлодор (во второй половине II в. до Р. Х.) издал мимы С. и написал особое сочинение ???? ???????? в 4 книгах; он именно, по всей вероятности, и разделил мимы С. на мужские и женские. До нас мимы С. не дошли, а сохранились только жалкие, скудные отрывки. Старые издания: H. L. Ahrens, "De Graecae linguae dialectis" (II, 464 и сл.) и L. Botzon, "Programm" (Мариенбург, 1867). Лучшее издание: G. Kaibel, "Comicorum Graecorum fragmenta" (т. I, fasc. I, Берлин, 1899, стр. 152?181).
О Софроне писали: О. Jahn, "Prolegomena ad A. Persii Flacci satiras" (Лейпциг, 1843, стр. XCIII и сл.); J. A. F u hr, "De mimis Graecorum" (Берлин, 1860); E. Hauler, "Der Mimus von Epicharm bis Sophron" (в сборнике "Xenia Austriaca", I, 1893, стр. 79?135); U. v. Wilamowitz-Moellendorf, "Hermes" (т. 34, 206 и сл., где сообщаются еще некоторые новые отрывки); О. Crusius, "Untersuchungen zu den Mimiamben des Heron d as" (Лейпциг, 1892).