Значение слова СОТИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

СОТИЯ

(франц. sotie или sottie от sot ? дурак) ? литературная форма, популярная в французской словесности XV ? XVI в. ? род сатирической и аллегорической комедии; С. были специальностью кружков, размножившихся в это время во Франции и посвящавших себя то процессиям, то маскарадам, то исполнению театральных пьес. Les confr e ries de la Passion исполняли мистерии, парламентские клерки (Basoche, см. соотв. статью) ? играли moralines, другие труппы ? Enfants sans souci, Mere folle, Sots ? разигрывали так назыв. С. Откуда ведут свое происхождение эти артисты, одевавшиеся в желто-зеленые костюмы и колпаки с ослиными ушами и бубенчиками ? от труверов или даже от римских stulti и derisores, ? не выяснено; можно принять гипотезу, что название "дураков" участники этой смелой пародии на церковную обрядность приняли тогда, когда она была выведена за пределы храма. Секуляризованный "праздник дураков" сохранил только основное начало: идею извращенного мира, утрирующую безумие мира реального. Во время, свободное от церемоний и представлений, существование братства дураков, бывшего под управлением "prince des sots" и "m è re sotte", было лишь номинально. Из авторов С. самым выдающимся был Грэнгор (или Gringoire, ? выведенный в "Notre-Dame de Paris" Гюго), бывший "m ère sotte" (см.) и написавший ряд С., направленных против папы Юлия II; таким же протестом против притязаний папства были "Le vieux monde" и "Le nouveau monde" Жана Буше, поэта XVI в. Короли покровительствовали этим представлениям, защищая их от духовенства, дворянства и особенно приказных, которые были излюбленным объектом насмешек С. Карл VII лишил товарищества С. их привилегий, Людовик XII восстановил их права; драматическая цензура Франциска I убила эту литературную форму, столь популярную в средние века.

А. Г.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.