(санскр. Sn â taka = выкупавшийся) ? так назывался у древних индусов молодой человек, совершивший обряд купанья (см. Снана) и получивший право оставить дом учителя. До и во время совершения обряда кандидат в С. носил имя сната (snâ tah = купаемый). Некоторые индийские источники различают три рода С. Совершивший обряд купанья по окончании изучения вед, но до исполнения различных обетов, данных им во время этого изучения, получал титул видья-С. (санскр. vidy â = знание, наука), совершивший купанье по исполнении обтов, но до окончания изучения вед, назывался врата-С. (санск. vratam = обет), а выкупавшийся по окончании курса и по исполнении обетов ? видьяврата-С. Первые два титула считались равносильными, но оба уступали в почетности последнему. В промежутке времени от совершения обряда "снана" и до основания своего собственного дома, С. должен был соблюдать ряд довольно строгих аскетических предписаний. Некоторые из обязанностей С. имеют характер моральных предписаний: он не должен говорить, что видел или слышал что-нибудь, чего не видал и не слыхал, должен избегать всего, что мешает углублению в самого себя и вообще должен сохранять себя, как "сосуд с маслом". Некоторые предписания основаны, по-видимому, на суеверии, напр. запрещение смотреть в колодезь, замена одних слов и названий другими (род табу ) и т. д.
См. Hillebrandt, "Ritual-Litteratur. Vedische Opfer und Zauber" (Страсб., 1897, ¬¬ 35, 36, 2 вып. III тома Бюлеровского "Grundriss der indo-arischen Philologie und Altertumskunde"); Д. Кудрявский, "Четыре стадии в жизни древнего индуса" (Юрьев, 1900).
С. Б?ч.