? название употребляемой священником и диаконом в правосл. церкви книги, содержащей в себе главные церковные службы ? литургии (св. Иоанна Златоуста, Василия Вел., преждеосвященных даров), отчего эта книга также носит название "литургиарион". Кроме того, в С. иногда помещается "устав, како служити диакону со священником великую вечерню и утреню", обыкновенно печатаемый в других книгах церковных (Типиконе и в двух первых главах Октоиха). Наконец, С. содержит в себе чинопоследования, совершаемые вместе с богослужениями дневными, именно: чин благословения колива, чин над кутиею, чин литии по усопшим, молитвы по причащении. В С. помещаются также некоторые изменяемые части вечерни, утрени и литургии, именно отпусты, прокимны апостолов, аллилуиарии и причастии. Так как отпусты должны содержать в себе поминовение имен святых, чествуемых в данный день, то при С. печатается церковный месяцеслов, к которому присоединяются прокимны, аллилуарии, причастны из месячной Минеи, Минеи Общей, Триоди и Октоиха. В конце С. печатается "учительное известие" священнику и диакону на бедственные, внезапные и вообще недоуменные случаи, могущие возникнуть неожиданно во время богослужения. В русской церкви С. был одною из первых книг богослужебных. Древние наши С. не всегда были согласны между собою. Этим было вызвано исправление С. на соборе 1665 г. Исправление продолжалось и позже и состояло, главным образом, в изменении словосочинения и в замене слов менее употребительных более употребительными.
С. apxиepeйcкий. Так как каждый архиерей на совершаемой им литургии может совершать свойственные лишь ему священнодействия (посвящения в церковные степени, освящение антиминса и т. п.), то имеется особая книга, в которой к главному содержанию С. общего присоединяются молитвословия, не существующие в других богослужебных книгах, почему этот С. называется также "чиновник архиерейского священнослужения".