(санскр. Skambha = подпора, столб) ? в индийской мифологии ведийского периода олицетворение абстрактного понятия "опоры, поддержки", прославляемое в одном гимне Ахтарва-веды как верховное божество. С. изображается здесь, подобно Пуруше (см.), существом громадных размеров, заключающим в своих членах не только различные части мира материального, но и разные абстрактные свойства и понятия: аскетическое рвение, веру, истину, подразделения времени и т. д. С. отличается от Праджапати (см.) и стоит выше его. В нем заключены тридцать три божества, возникших из небытия, образующего самый верхний член С. и входящего в его состав вместе с бытием. Боги, составляющие часть С., как ветви ? дерева, обязаны чтить его и приносить ему дань. С. отождествляется с Индрой и, по-видимому, также и с высочайшим Брахмой, который, однако, в других стихах того же гимна представляется рожденным из труда и аскетического рвения, составляющего только один из атрибутов С. По мнению Гольдштюкера, С. изображает "опору всего мира во всех физических, религиозных и пр. смыслах"; "опора" эта представляется первичным божеством или первичным знанием (veda), нeвидимым, но реально существующим и тождественным с брахманом (в ср. роде); из этого пра-знания возникли не только все боги, миры, религиозные церемонии и пр., но и существующие три главных веды, а также и Ахтарва-веда.
С. Б?ч.