Значение слова СИБИНЯНЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое СИБИНЯНЕ

(Sabini) ? древнеиталийское племя; принадлежали к умбро-сабелло-осколатинской группе и составляли промежуточное звено между умбрами и осками. Область собственно С. (Sabina) представляла собой длинную узкую полосу между Лацием и Умбрией, простираясь от Тибра и города Nomentum до области востинов. Общего имени у области всего сабинского племеии не было: существовали названия отдельных саб. племен (Vestini, Mamertini, Marsi, Marrucini, Peligni, Frentani, Picentes, Hernici) и две области ? собственно Sabina и Samnium. Отдельные племена сабинского народа называются сабельскими в отличие от коренных сабинян. Жители Samnium'a ? самниты, говорившие на оскском диалекте, ? были потомками С. Занимая первоначально сравнительно небольшую горную площадь в средней части Апеннинского хребта, сабинское племя ко времени самнитских войн распространилось во все стороны, заняв почти половину Италии. В своем движении на запад С. дошли до Тибра и почти до Тирренского моря (между прочим, они основали город Cures) и даже заняли Квиринальский холм (переселенцы из г. Cures). Двинувшись на юг, С. заняли Самниум, часть Апулии, Кампании и Лукании. Такому распространению племени способствовал религиозный институт так называемой "священной весны" (ver sacrum, см.): в трудные минуты войны или по случаю мора С. обрекали все, что должно родиться в следующую весну ? людей и животных, ? подземным богам, и особенно Марсу; обреченные таким образом животные приносились в жертву, а люди по истечении известного числа лет (обыкновенно 20), подобно пчелиному рою, выселялись из места прежней оседлости и завоевывали себе новые места для поселения. Таким образом создались мелкие сабелльские племена, из которых некоторые получили свое наименование от имени бога Марса (Marsi, Маmertini) или его тотемов (от picus ? дятел получилось название Picentes, от hirpus = lupus ? название племени Hirpini). В истории Рима С. сыграли видную роль благодаря близкому соприкосновению и даже ассимиляции с римским народом. Подчинившись римлянам, которые были сильны политическим началом и умели хорошо организоваться, С. скоро утратили свою самостоятельность и в 290 г., побежденные М. Курием Дентатом, получили римское государственное устройство, а с ним и союзнические права (без ins suffragii). Сабелльские племена также рано стали признавать политическое господство римлян, и только союзническая война (91?88) заставила их отпасть от римского народа; по окончании войны римляне навсегда романизовали сабелльские племена. Самым упорным было племя самнитян, которое не смирилось и по окончании союзнической войны 91?88 годов; вследствие этого в 82 г. Сулла уничтожил этот народ, отчасти перебив население, отчасти продав его в рабство, после чего опустевшие города и местечки были заселены римскими вольноотпущенниками. К концу I в. до Р. Х. самнитян, сабинян и сабеллов уже не существовало. Физические условия страны, отсутствие культурных влияний, формы быта общинного, родового и семейного способствовали развитию у С. тех национальных черт, которые путем инфильтрации так отчетливо проявились в характере римского народа: нравственной строгости и выдержки, простоты и умеренности жизни, благочестия, духа повиновения и дисциплины, консерватизма. С. жили искони в незащищенных местечках (подобно спартанцам); у них существовал общинный быт, было развито родовое и фамильное начало с patris auctoritas, но, как у горного народа с сельскими формами жизни, не было склонности к политической централизации: оттого столкновение с политически организованными жителями равнины (римлянами) и окончилось для горцев С. потерею независимости и романизацией племени. О влиянии С. на римлян в сфере религии говорит предание, приписывающее религиозные реформы двум царям из С. ? Нуме Помпилию и Анку Марцию; но что принадлежит собственно С. и что римлянам ? определить трудно. Достоверно известно, что при общности многих латинских и сабинских божеств (Quirinus, Mars) сабинскими божествами были Semo Sancus, Feronia, Vacuna, Angitia, Flora, Hercules; С. же принадлежит в области религии установление "священной весны", развитие авгурской науки, учреждение жреч. коллегии Тициев и пр. С. занимались скотоводством и отчасти земледелием; главными продуктами были овцы, сыр, лен, виноград, оливы, смоквы, бобы, также лес и лекарственные травы. Города, принадлежавшие сабинскому племени: Anuternum (родина Саллюстия), Reate, Nursia, Cures, Nomentum; в области вестинов ? Aternum, в области марсов ? Maruvium, Lucus Angitiae и Cerfennia, в области марруцинов ? Teate, в области пелигнов ? Corfin i um Sulmo (родина Овидия), в области френтанов ? Ortona, Histonium,, в области гирпинов и Самниуме ? Aesernia, Boviannm, Aquilonia, Beneventum, Venafrum, Calatia, Caudium и др. Ср. Schwegler, "R o mische Geschichte" (I т., 1867, стр. 179?181; 239?253); Mommse n, "Ro mische Geschichte" (т. 1 passim), его же, "Unteritalische Dialecte" (1850); E d. Meyer, "Geschichte des Abendlandes" (т. 2 "Geschichte des Altertums", стр. 488 ? 526, 1893 г.).

Н. О.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.