(этногр.) ? Из народных сказок о злыднях ясно выступает мысль, что злого демона можно посадить в бутылку, завязать в мешке, забить в дырку дерева клином. Древний человек сетью ловил рыбу и сетью хотел уловить демона, потому грозил ему С. и держал ее при себе как оберег. В грузинском заговоре от сглаза говорится: "мы опутаем злых ангелов тьмы пеньковыми С." ("Сборник материалов по описанию Кавказа", XVIII, 312). У грузин в ограждение родильницы и ребенка от злого духа протягивают вокруг кровати до самого потолка рыбачьи С. В некоторых местах Северной России С. налагают на родильницу и во время свадьбы на невесту, или невеста скрывается от жениха за С. ? смешение оберега с обычаем умыкания. Происхождение С. как оберега относится, может быть, ко временам свайных построек, когда С. входила в круг житейского и обрядового обихода.
Н. Сумцов.