? знаменитейший из христанских проповедников в Галлии в V в. (род. в 390 г., ум., по одним, в 484, по другим, в 492 г.). Был священником в Марсели и приобрел такую известность, что собор епископов поручил ему составить для общего употребления сборник проповедей. Проповедей С. в том виде, в каком они произнесены, не сохранилось, но до нас дошли его сочинения, которые, имея форму рассуждений (tractatus), составляют, по-видимому, переработку произнесенных им речей. Сюда относятся: 1) 8 книг "Об управлении Божием, или Провидении" ("De gubernatione Dei sive de providentia"), 2) "Против скупости" ("Contra avaritiam "), 3) "К кафолической церкви" ("Ad ecclesiam catholicam") и 4) девять писем к разным лицам, важных для характеристики тогдашних общественных нравов. Изданы сочинения С. в первый раз в 1684 г., Балузием; из позднейших лучшее издание ? Миня, в "Patrologiae c ursus", т. 53, ser. lat. Современники С. называли его Иеремиею своего века: он с большой силой изображает и обличает деморализацию современного ему общества. В соч. "Ad ecclesiam" он особенно ярко обрисовывает корыстолюбие духовенства. Все предаются чисто языческому веселью; оргии происходят накануне страшного нашествия варваров. Страсть к театрам и цирковым кровавым зрелищам ведет к всеобщей апатии, лености, тупоумию, духовной смерти. Гор. Трир трижды был разграблен варварами, страна усеяна трупами и почва насыщена кровью; и вот жители Трира обращаются к императору с просьбою... о защите и помощи? Нет: они просят театральных зрелищ. С внешней стороны произведения С. хвалят за искусное расположение как отдельных доказательств, так и целого состава сочинения, сравнивая его с Лактанцием. У него встречаются чисто Тертуллиановские изречения аксиоматического характера (напр. "Мы стыдимся не порока, а добродетели", "Мы никому не верим менее, чем Богу"). Вообще это самый сильный писатель зап. литературы V в., не только убежденный учитель-пастырь, но и истинный оратор.
Н. Б?в.